Бюджетная деятельность государства правовые проблемы. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. С другой стороны бюджетную систему можно определить как одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство реализует с

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 5, с. 49-55

БЮДЖЕТ, НАЛОГИ, БАНКИ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

© 2008 г. Э. Д. Соколова1

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, обусловленная наличием товарно-денежных отношений в обществе, достаточно многообразна.

Формы и методы мобилизации государством и муниципальными образованиями денежных средств в различные фонды и их использование зависят от многих факторов общественной жизни, что требует особого правового регулирования возникающих при этом общественных отношений. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований является важнейшей составляющей всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обеспечивающей функционирование финансовой системы в целом. Бюджетная деятельность, как и вся финансовая деятельность государства и муниципальных образований, определяется финансовой политикой государства, реализация которой, конечно, при учете в ней истинных национальных интересов общества и научно обоснованных положений создает необходимые условия не только для стабилизации в области финансов и иных сферах общественной жизни, но и для дальнейшего развития страны в целом. Финансовая политика в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, образует одну из составляющих во всей государственной политике, проводимой государством как внутри страны, так и на внешней арене.

В настоящее время большое политическое и экономическое значение для определения государственной политики приобрели ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ по поводу принятия федерального бюджета на предстоящий бюджетный год. Особое значение для развития нашей страны имеет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. в связи с необходимостью определения основных параметров федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В президентских посланиях дается не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определяются приоритеты, в том числе и долгосрочные, в социальной сфере, экономике, в области безопасности и обороны. По словам

1 Кандидат юридических наук, доцент.

Президента РФ, в его посланиях содержится, "может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития России. Его выполнение потребует созидательной работы всего общества, потребует огромных усилий и огромных финансовых ресурсов. Мобилизация последних для выполнения намеченных планов (программ, проектов) осуществляется в результате проведения финансовой, в том числе бюджетной, деятельности государством и муниципальными образованиями.

Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований, как и иные виды финансовой деятельности, осуществляется, как правило, на правовой основе, т.е. в форме различных нормативно-правовых актов, регламентируется финансово-правовыми нормами, в своей совокупности образующими подотрасль финансового права - бюджетное право.

Поскольку бюджет занимает центральное место в финансовой системе общества и является неотъемлемым признаком государства, финансовую основу его суверенитета составляет бюджетное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в области бюджета. Бюджетное право выступает в качестве основной подотрасли финансового права, устанавливает структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их распределения между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия Российской Федерации и муниципальных образований, регламентирует бюджетный процесс, устанавливает порядок проведения финансового контроля, составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права. Н.И. Химичева предлагала следующее определение: "Бюджетное право РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а

также бюджетный процесс.

3 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 146.

M.B. Карасева определяет бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы

Приведенные и некоторые другие определения, содержащиеся в литературе, отражают основные черты бюджетного права, хотя несколько и различаются между собой по характеристике регулируемых общественных отношений, составляющих предмет бюджетного права. Необходимо отметить, что основные признаки бюджетного права были определены еще во второй половине XX в. B.B. Бесчеревных, который характеризовал бюджетное право как раздел финансового права, включающий правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы СССР, объемы отдельных бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок их распределения между различными бюджетами, а также нормы, устанавливающие бюджетный процесс5.

B юридической литературе отмечалось также, что нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные6.

M.H. Пискотин, рассмотрев историю зарождения бюджетно-процессуальных норм и выяснив те общественные потребности, которые вызвали их к жизни, доказывал, что все процессуальные формы как юрисдикционной, так и иной деятельности государственных органов имеют во многом общую природу, идет ли речь о порядке деятельности суда по разрешению споров о праве гражданском или о порядке предварительного рассмотрения Министерством финансов СССР проекта государственного бюджета союзной республики. Процессуальные нормы, считал М.И. Пискотин, выполняют служебную роль по отношению к нормам материального права, являясь формой и средством их осуществления. "Деление норм бюджетного права на материальные и процессуальные выступает настолько реально и отчетливо, так явно вытекает из характера и роли бюджетного права, что ему следуют (целиком или частично) все, кто пытается классифицировать эти нормы" .

4 См.: Финансовое право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. M.B. Карасева. М., 2002. С. 187.

5 См.: Советское финансовое право. Учебник / Под ред. B.B. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина. М., 1982. С. 102-103.

6 См.: Химичева НИ. Субъекты бюджетного права. Саратов, 1979. С. 34-36.

7 Пискотин М.И. Советское бюджетное право (Основные

проблемы). М., 1971. С. 57-59 и др.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности и иные отношения. Нормы бюджетного права закрепляют бюджетные полномочия различных субъектов бюджетного процесса, которые определяются в зависимости от их участия в управлении обществом и государством.

Значительная роль в регулировании бюджетных отношений принадлежит федеральным законам о федеральном бюджете на соответствующий год, законам субъектов РФ о региональном бюджете на соответствующий год, федеральным законам о бюджете государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий год, а также правовым актам представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах на соответствующий год.

B Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П подчеркивается социальная и юридическая значимость предмета правового регулирования федеральных законов о федеральном бюджете, что предопределяет установление в Конституции РФ гарантий социально-экономической обоснованности федерального бюджета и его сбалансированности, включая особый порядок разработки и принятия этих феде-8

ральных законов.

B ст. 2 БК РФ содержится легальное определение структуры бюджетного законодательства Российской Федерации. Бюджетное законодательство, соответствующее объективным требованиям общественного развития страны, - важнейшее условие успешного социально-экономического развития общества, повышения благосостояния его граждан. Поэтому неслучайно проблемы бюджетного права всегда были в центре внимания ученых, занимающихся исследованием финансового права. B юридической литературе подробно освещалась история развития взглядов ученых по

вопросам бюджетного права9.

Среди ученых, разрабатывавших темы бюджетного права, еще в 50-80-е годы прошлого века назывались имена М.И. Пискотина, B.B. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина, Л.К. Bороновой, Н.И. Химичевой и др. Не потеряли актуальность проблемы бюджетного права и в настоящее время, особенно в связи с реформированием бюд-

8 См.: Собрание законодательства РФ. 2007. № 14. Ст. 1741.

9 См.: Вельский КС. Финансовое право. М., 1995. С. 7 и др.

жетного и налогового законодательства, обусловленного развитием рыночных отношений в стране и проведением административной реформы. Вопросы бюджетного права активно исследуют в настоящее время такие ученые, как Н.И. Химичева, К.С. Вельский, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, М.В. Карасева, А.Д. Селюков, Е.В. Покачалова, Н.А. Шевелева, А.И. Худяков и др.

В науке финансового права значительное внимание уделяется исследованию таких понятий, как "бюджет", "бюджетное устройство", "бюджетная система", "структура доходов и расходов", "межбюджетные отношения", "ответственность за нарушение бюджетного законодательства" и т.д.10

Категория "бюджет" в науке финансового права рассматривается в разных аспектах. Вюд-жет как экономическая категория представляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, местных фондов дене

НИКОЛАЕВ И.В. - 2009 г.

  • ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

    НИКОЛАЕВ И.В. - 2009 г.


  • Направления финансово-бюджетной деятельности государства
    Финансовая деятельность государства осуществляется по трем главным направлениям: формирование доходов в бюджете страны и других государственных денежных фондов; распределение средств; их использование. Наибольшим централизованным фондом средств в государстве является государственный бюджет.
    Бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения выполнения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления на протяжении бюджетного года.
    Бюджет принимается на определенный срок - бюджетный год. В большинстве стран Европы и в Украине бюджетный год равняется календарному. В некоторых странах (Норвегия, Италия, Япония) - с I июля по 30 июня; в Англии и Дании - с I апреля по 31 марта. Основные составляющие любого бюджета - его доходная и расходная части.
    Доходы бюджета - это налоговые и неналоговые доходы, доходы от операций с капиталом, трансферты и т.п.
    Формирование доходов государственного бюджета и других денежных фондов характеризуется принудительным и безвозвратным изъятием денежных средств у их собственников. Для этого государство устанавливает налоги и обязательные платежи в бюджеты и целевые фонды.
    Налоговыми поступлениями считаются предусмотренные законами общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. К таким платежам относятся: таможенная пошлина, сборы, плата за пользование природными ресурсами.
    Неналоговые поступления в бюджеты - это доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций.
    Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти на безвозмездной и безвозвратной основе. В частности, в Государственном бюджете Украины на 2002 г. предусмотрены трансферты местным бюджетам на общую сумму 5 млрд 670 млн грн. Эти суммы поступят в местные бюджеты из Государственного бюджета Украины.
    Субвенции - это междубюджетные трансферты для использования с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который решил предоставить такие средства именно для данной цели.
    На каждом уровне бюджетной системы могут привлекаться и заемные средства. Например, за 1993-2001 гг. Украина получила займы от Международного банка реконструкции и развития (Мирового банка) на общую сумму млрд 930 млн дол. Органы местного самоуправления могут выпускать местные займы, лотереи, ценные бумаги, а также получать кредиты в банковских учреждениях.
    Расходы бюджетов - это средства, которые направляются на создание программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом. Структура расходов определяется функциями государства и потребностями общества на каждом этапе его развития. Расходы государственного бюджета предназначены для решения главных социальных, хозяйственных и политических проблем страны.
    Основную долю бюджетных расходов составляют затраты на социально-культурные потребности. Эти расходы призваны уменьшать дифференциацию доходов социальных групп, характерную для рыночной экономики, способствовать воспроизведению трудовых ресурсов, а значит - увеличению национального богатства страны. В целом в Государственном бюджете Украины расходы социального направления в 2002 г. выросли на 25 % по сравнению с 2001 г. и составили почти 34 млрд грн.
    В государственном бюджете предусмотрены расходы на государственное управление, судебную власть, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования, образование, здравоохранение, культуру и искусство, обслуживание государственного долга.
    В расходах на хозяйственные цели планируются также субсидии для сельского хозяйства и возмещение процентов за кредиты, предоставленные банками сельхозпроизводителям. Значительные ресурсы из государственного бюджета направляются на развитие селекционной работы в растениеводстве и животноводстве.
    Бюджетный кодекс Украины определяет, что расходы бюджета делятся на текущие расходы и расходы развития.
    Текущие расходы направляются на финансирование сети предприятий, учреждений и организаций, мероприятий социальной защиты населения, в том числе на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, стипендий, субсидий и т.п.
    Расходы на развитие сориентированы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности: капиталовложение в развитие приоритетных областей производства, структурную перестройку хозяйства, инновационное инвестирование предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
    В составе Государственного бюджета Украины функционирует немало централизованных фондов - Пенсионный, Фонд социальной защиты инвалидов, Государственный фонд охраны окружающей среды и др. Предусмотрен также резервный фонд Кабинета Министров Украины в размере до 2 % объема расходов Государственного бюджета Украины для финансирования неотложных затрат, связанных со стихийными бедствиями, авариями, другими непредвиденными во время утверждения Государственного бюджета Украины мероприятиями. Из этого фонда, например, осуществлялось финансирование ликвидации последствий наводнения в Закарпатье, аварий на шахтах, других бедствий.
    Таблица 27. Доходы и расходы Государственного бюджета Украины на 2003 г., млн грн.

    Может ли быть идеальным выполнение государственного бюджета, то есть в полном соответствии между доходами и расходами? Что лучше: превышение доходов над расходами или наоборот?
    Однозначных ответов на эти и подобные вопросы нет.
    В реальной жизни возникают ситуации превышения доходной части бюджета над расходной и наоборот. В первом случае остаток средств правительство может использовать для непредвиденных обстоятельств, покрытия задолженности прошлых лет или перевести в доходы бюджета следующего года. Во втором случае - при наличии дефицита бюджета - правительство прибегает к государственным внешним или внутренним займам путем продажи государственных ценных бумаг.
    Сторонники сбалансированного (идеального) бюджета считают, что дефицит бюджета усиливает инфляцию, для его покрытия государство осуществляет займы или печатает дополнительные деньги. Другие утверждают, что сбалансированный государственный бюджет тормозит антицикличную и антиинфляционную политику. Основой для таких соображений служит важная роль государственных затрат в совокупном спросе. Так, в периоды экономического кризиса и депрессии, безработицы и снижения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это побуждает государство сокращать расходы или увеличивать налоги. Как следствие, совокупный спрос в стране уменьшается еще больше.
    Такая ситуация наблюдалась в Украине в 90-х годах XX ст. Поэтому предлагается в период экономического спада увеличивать государственные расходы и снижать налоги с целью активизации хозяйственной деятельности как источника поступлений.
    Предметом особого внимания в каждой стране является внешний долг, государственные займы других стран или международных организаций.
    Например, на конец 2002 г. государственный внешний долг Украины составил около 7,8 млрд дол. США, или 41,7 млрд грн. За 2001-2002 гг. внешний долг Украины уменьшился более чем на 400 млн дол. благодаря погашению части долга перед международными финансовыми организациями и реструктуризации долга перед Российской Федерацией.
    Если платежхт по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга превышают 25 % поступлений от экспорта товаров и услуг, ситуация считается критической. Снижается авторитет страны в мире и ее кредитный рейтинг. Инвесторы неохотно вкладывают свои средства в развитие такой национальной экономики и не предоставляют новых займов. В счет погашения внешнего долга страна должна продавать национальные активы за границей, недвижимость, свои предприятия, права на участие в капитале, в прибылях.
    Задание. Подумайте, почему все-таки странам-кредиторам выгодно предоставлять займы «бедным» странам?
    Контрольные задания уровень Укажите, тождественны ли понятия «финансы» и «деньги»? Назовите основные составляющие финансовых отношений:
    а) формирование доходов экономического субъекта;
    б) расходование средств;
    в) торговые операции;
    г) бартерные операции. Охарактеризуйте, какие основные элементы составляют финансовую систему страны:
    а) частные финансы домашних хозяйств;
    б) финансы предприятий;
    в) государственные финансы;
    г) финансовые учреждения и институты. Выберите правильный ответ:
    государственный бюджет - это:
    а) план образования и использования финансовых ресурсов
    для обеспечения деятельности государственной власти;
    б) план доходов и расходов;
    в) наибольший централизованный фонд средств в стране;
    г) финансы государственных предприятий. уровень Назовите основные статьи расходов, которые планируются в Государственном бюджете Украины. Назовите, в каких формах вы являетесь получателем поступлений государственного бюджета.
    I уровень Проанализируйте необходимость планирования затрат на развитие в Государственном бюджете Украины. Назовите, какие государственные затраты являются составной частью социального развития государства. Объясните, что служит основой финансовой обеспеченности территориальных общин (местных бюджетов). Как местная власть может влиять на эти процессы? уровень Объясните, почему государство дотирует сельскохозяйственные предприятия в Украине. Предложите и объясните пути сокращения или покрытия бюджетного дефицита в своей территориальной общине и стране. Предположим, что вы как представители местной власти, предприятий и населения собрались на традиционную ежегодную сессию Местного совета для обсуждения территориального бюджета на 2004 г. Доходы бюджета ожидаются в размере 10 млн грн. Составьте план расходов. Обсудите ваши проекты в классе.

    Введение

    I. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный

    инструмент экономической политики

    1.1. Понятие фискальной политики

    1.2. Цели фискальной политики

    1.3. Виды фискальной политики

    1.4. Дискреционная фискальная политика

    1.4.1. Инструменты

    1.4.2. Взгляды на роль налогов как регуляторов экономики

    1.4.3. Анализ кривой Лаффера

    1.4.4. Воздействие государственных расходов на объем

    национального производства

    1.4.5. Сущность мультипликатора госрасходов

    1.4.6. Влияние налогов на объем национального производства,

    потребление и сбережения

    1.4.7. Сущность налогового мультипликатора

    1.4.8. Способы проведения дискреционной фискальной политики в

    различные периоды экономического цикла

    1.4.9. Негативные последствия дискреционной фискальной

    политики

    1.5. Автоматическая фискальная политика

    1.5.1. Сущность встроенных стабилизаторов

    1.5.2. Виды встроенных стабилизаторов

    1.5.3. Влияние прогрессивного налогообложения на состояние

    госбюджета

    1.6. Дефицит госбюджета как отрицательное явление экономики

    1.6.1. Виды дефицита

    1.6.2. Источники покрытия дефицита

    1.6.3. «Эффект вытеснения» частных инвестиций

    1.7. Государственный долг, как следствие дефицита

    1.7.1. Виды госдолга

    1.7.2. Негативное воздействие госдолга на национальную

    экономику

    1.7.3. Мероприятия по управлению госдолгом

    II. Фискальная политика России

    2.1. Диспропорции между доходами экономики и налоговыми

    поступлениями

    2.2. Недоимки в федеральный бюджет прошлых лет, как следствие

    этих диспропорций

    2.3. Основные направления реформирования налоговой системы РФ

    2.4. Мнения российских экономистов о необходимых направлениях

    проведения фискальной политики

    2.5. Фискальная радость или состояние госбюджета на 2000 год

    2.6. Основные задачи фискальной политики РФ на 2001 год и

    последующие годы

    III. Правила налогово-бюджетной политики

    IV. Проблемы, связанные с оценкой эффективности фискальной

    политики

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

    Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

    Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

    Анализ налогово-бюджетной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы:

    Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике.

    Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру.

    В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом.

    Итак, целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы. В работе также представлен прогноз на 2001-2010 годы, освещены проблемы, связанные с проведением и оценкой эффективности фискальной политики.

    Весь этот материал собран из массы всевозможной литературы по налогово-бюджетной деятельности государства, такой, как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а также множество периодических изданий, например, «Эксперт», «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» и т.п. Причем, следует отметить, что во всех этих источниках подчеркивается актуальность фискальной политики, т.к. именно от нее зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения. Лишь хорошо продуманное и умелое использование ее механизмов может привести к процветанию экономики.

    V. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный инструмент экономической политики

    1.1. Понятие фискальной политики

    Фискальная (бюджетно-налоговая)политика – разновидность государственной экономической политики, представляющей собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия при полной занятости и отсутствия инфляции.

    Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Т.е. налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

    1.2. Цели фискальной политики


    1.4. Дискреционная фискальная политика

    1.4.1. Инструменты

    Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

    1) общественные работы;

    2) изменение трансфертных платежей;

    3) манипулирование налоговыми ставками.

    Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 года нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовывало разные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» - иногда одни копали ямы, другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективными. Их главная задача состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

    ББК Х622.1

    К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    С. В. Жилен КО, соискатель кафедры конституционного и административного

    права ЮУрГУ, кандидат медицинских наук

    Проанализированы понятие, содержание и субъекты бюджетной деятельности субъектов РФ. Показано, что бюджетная деятельность субъекта РФ имеет имущественный (экономический) и неимущественный (организационный) аспект. Предложена дефиниция бюджетной деятельности субъекта РФ.

    Ключевые слова: субъект федерации, бюджетная деятельность, финансы.

    Понятие «бюджетная деятельность субъекта Российской Федерации» является производным от общего понятия «бюджетная деятельность». В свою очередь понятие «бюджетная деятельность» является производным от понятия «финансовая деятельность», поскольку сама бюджетная деятельность является разновидностью финансовой деятельности. Поэтому для того чтобы выяснить содержание бюджетной деятельности публично-правового образования, необходимо уточнить, какой смысл вкладывается в понятие «финансовая деятельность».

    Понятие «финансовая деятельность государства» сложилось еще в пятидесятых годах прошлого века. А.М. Гурвич давал ей следующее определение: «Деятельность органов государственной власти и государственного управления в области мобилизации денежных ресурсов и их распределения есть финансовая деятельность Советского государства»1.

    Однако уже вскоре данное понятие было расширено за счет включения в эту деятельность еще одного направления - использование денежных средств. Так, Е.А. Ровинский давал следующее определение этому понятию: «Финансовая деятельность Советского государства - это предусмотренные законодательством действия уполномоченных на то органов государства по мобилизации, распределению и использованию денежных средств»2.

    ванию денежных фондов (финансовых ресурсов) придерживается и большинство современных авторов.

    Например, Н.И. Химичева пишет: «Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов»3.

    Похожие определения дают О.Н. Горбунова4 и Е.Ю. Грачева5.

    Правда, некоторые авторы слегка разнообразят данное определение. Например, К.С. Вельский пишет: «Финансовая деятельность государства - это плановый процесс мобилизации денежных средств, создания денежных фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций»6.

    Как мы видим, в данном определении не используются такие традиционные понятия, как «распределение» и «использование» денежных фондов, а применяется понятие «расходование». Но в принципе это не меняет содержание финансовой деятельности государства, поскольку термин «расходование денежных фондов» является собирательным и объединяет в себе все виды предоставления денежных средств из определенного фонда как посредством его распределения (например, методом бюджетного финансирования), так и посредством его использования (например, методом закупки товара на нужды публично-правового образования).

    Попутно отметим, что термин «распределение денежного фонда» выражает такое расходование денежных фондов, которое осуществляется в рамках отношений, являющихся по своей экономической природе распределительными денежными отношениями. По своей правовой природе данные отношения являются финансово-правовыми отношениями. Термин «использование денежного фонда» выражает такое расходование денежных фондов, которое осуществляется в рамках отношений, являющихся по своей экономической природе товарно-денежными отношениями. По своей правовой природе данные отношения являются гражданско-правовыми отношениями.

    Бюджетная деятельность, что не вызывает сомнения, является разновидностью финансовой деятельностью. Поэтому вполне понятно, что категория «бюджетная деятельность» определяется через те же признаки, что и категория «финансовая деятельность», т.е. через триаду действий: формирование (собирание, аккумуляция), распределение и использование денежного фонда.

    Исходя из этого, Ю.А. Крохина, например, определяет бюджетную деятельность следующим образом: это «основанная на правовых нормах совокупность систематически осуществляемых субъектами бюджетного права функций по планомерной аккумуляции, распределению и использованию централизованного денежного фонда общего назначения в публичных интересах»7.

    Примерно также определяет понятие «бюджетная деятельность» А.С. Омельян: это «обусловленная публичным интересом система действий, существующих в форме бюджетно-правовых отношений, возникающих между субъектами бюджетного права по поводу осуществления функций по планомерной аккумуляции (образованию, формированию), распределению, перераспределению и использованию централизованного фонда денежных средств с целью практического осуществления задач и функций государства и органов местного самоуправления»8.

    При анализе данных определений возникает вопрос, что понимать под термином «субъекты бюджетного права».

    Данный термин Н.И. Химичева определяет следующим образом: «Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов

    бюджетного права РФ входят: 1) государство и его территориальные подразделения - Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования); 2) органы государственной власти и местного самоуправления - представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления»9.

    В данной трактовке понятия «субъекты бюджетного права» вызывают возражение два обстоятельства.

    Первое - отнесение муниципальных образований к числу территориальных подразделений государства. Как указывается в литературе, «местное самоуправление представляет собой один из уровней политико-территориальной организации публичной власти страны наряду с субъектами РФ и государством в целом». «Муниципальное образование -публично-территориальная единица, охватывающая часть территории субъекта РФ и обладающая следующими обязательными признаками: наличие единой населенной территории, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; устав муниципального образования; обособленная муниципальная собственность; местный бюджет»10.

    Следовательно, муниципальное образование, выступая публично-территориальным образованием, является организационным сообществом самого населения, а не структурной частью государственного аппарата. Безусловно, муниципальное образование расположено на территории государства. Но располагаться на территории государства еще не означает быть территориальным подразделением государства.

    Второе обстоятельство - ограничение числа субъектов бюджетного права лишь такими лицами, как публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) и их органы. Если исходить из того, что субъекты бюджетного права - это «носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюд-

    жетов», то такими «носителями» выступают не только публично-правовые образования и их органы, но и иные лица. К числу таких лиц относятся, например, бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств; налогоплательщики, за счет платежей которых (налогов) формируется бюджет; лица, предоставляющие деньги взаймы публично-правовому образованию. Эти лица участвуют в процессах формирования, распределения и использования бюджетов, они выступают субъектами отношений, возникающих при осуществлении этих процессов, эти отношения регулируются нормами бюджетного права. Как отмечает М.В. Карасева, «юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что они участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а также получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица также относятся к субъектам бюджетного права, поскольку они являются получателями бюджетных средств»11.

    Следовательно, данные лица, выступая субъектами бюджетных правоотношений, не могут не быть субъектами бюджетного права. Кстати, если исходить из того, что субъектами бюджетного права являются лишь публичноправовые образования и их органы, то бюджетные правоотношения могут возникать только между этими лицами. Между тем Бюджетный кодекс РФ, перечисляя участников бюджетного процесса, называет в их числе таких лиц, как «получатели бюджетных средств». К числу этих «получателей» относятся, в частности, бюджетные учреждения, которые, как известно, не являются публичноправовым образованием и их органом.

    Таким образом, субъектами бюджетного права выступают не только публичноправовые образования и их органы, но и все другие лица, являющиеся субъектами отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования бюджетов.

    В то же время следует, по нашему мнению, различать понятия «субъект бюджетной деятельности», «субъект бюджетных правоотношений» и «субъект бюджетного права». И когда речь идет о бюджетной деятельности публично-правового образования, то субъектом этой деятельности является естественно само это образование, выступающее в надлежащих случаях в лице своих органов. И это публично-правовое образование, выступаю-

    щее в целом или в лице своих органов, будет субъектом тех бюджетных отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования такого денежного фонда данного образования, как бюджет. Объем полномочий (прав и обязанностей) публично-правового образования и как субъекта осуществляемой им бюджетной деятельности, и как субъекта возникающих при этом бюджетных отношений определяется нормами бюджетного законодательства.

    В бюджетную деятельность публичноправового образования включаются и другие лица (юридические и физические), участвующие в процессах формирования, распределения и использования бюджета данного образования. Однако их участие в данной деятельности не может выражать бюджетную деятельность самого публично-правового образования, поскольку в процессе осуществления бюджетной деятельности они не представляют собой это образование, а противостоят ему. Эти лица выступают не субъектами бюджетной деятельности государства, а ее объектом - именно на них направлена деятельность государства как в плане получения доходов бюджета, так и при предоставлении им денежных средств из бюджета.

    Необходимо также уточнить, какие денежные фонды находятся в сфере бюджетной деятельности субъекта РФ. Раньше этот вопрос вообще не возникал, поскольку бюджетная деятельность всегда увязывалась с централизованным денежным фондом публичноправового образования, который традиционно именовался «бюджет». Однако в настоящее время Бюджетный кодекс РФ включает в состав бюджетной системы субъекта РФ два вида бюджетов: 1) бюджет субъекта РФ; 2) бюджет территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. Следовательно, уже два вида денежных фондов субъекта РФ именуются термином «бюджет», что дает основание включать их в сферу бюджетной деятельности данного субъекта. Однако полагаем, что такое решение законодателя является ошибочным. По нашему мнению, правильной является точка зрения Э.Д. Соколовой, которая считает необходимым вывести из состава бюджетной системы бюджеты «государственных внебюджетных фондов, поскольку их сущность и порядок создания, использования, управления значительно отличается от федерального бюджета и бюджетов субъектов

    РФ». «Государственные внебюджетные фонды денежных средств необходимо объединить с местными внебюджетными фондами в самостоятельный институт финансовой системы общества под названием «Государственные и местные внебюджетные фонды»12. От себя добавим, что применение термина «бюджет» к фондам, которые именуются «внебюджетными» (т.е. находящимися вне бюджетов), представляется вообще нелогичным. Поэтому именовать данные денежные фонды словом «бюджет» нет никаких оснований.

    Продолжая рассмотрение понятия «бюджетная деятельность», следует сказать, что в последние годы это понятие начинает расширяться. Связано это с тем, что расширяются границы категории «финансовая деятельность», производным от которой выступает понятие «бюджетная деятельность».

    Прежде всего это касается включения в состав финансовой деятельности контрольной деятельности. Например, Н.И. Химичева пишет, что содержание финансовой деятельности выражается в таких направлениях, как образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондах. «Неотъемлемым элементом в каждую из них входят функции контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности»13.

    М.В. Карасева и Ю.А. Крохина также включают финансовый контроль в состав финансовой деятельности14.

    Отметим, что многие авторы оценивают финансовую деятельность как планомерно осуществляемую деятельность. Это означает, что направлением этой деятельности является планирование процессов формирования, распределения и использования денежных фондов. Заметим, что наиболее отчетливо это направление финансовой деятельности проявляется применительно к такому фонду денежных средств, как бюджет, где данное направление выражается в виде бюджетного процесса, представляющего собой деятельность по разработке, рассмотрению, утверждению и организации исполнения финансового плана в виде бюджета (росписи доходов и расходов централизованного фонда денежных средств). Применительно ко всем видам публичных денежных фондов можно выделить такое направление финансовой деятельности, как планирование процессов формирования, распре-

    деления и использования публичных денежных фондов.

    А.И. Худяков включает в состав финансовой деятельности такое ее направление, не носящее материальный характер, как организация использования денежных фондов государства15.

    В итоге в финансово-правовой науке постепенно укрепляется мнение, что финансовая деятельность имеет не только имущественный аспект, но и аспект неимущественный.

    Полагаем, что это мнение вполне распространяется и на бюджетную деятельность в целом и бюджетную деятельность субъекта РФ в частности.

    Имущественный аспект бюджетной деятельности субъекта РФ выражается в осуществлении процессов формирования, распределения и использования денежных фондов этого субъекта.

    В процессе осуществления данного аспекта финансовой деятельности субъекта РФ возникают экономические (имущественные) отношения. По своей экономической природе это будут финансовые, товарно-денежные и кредитные отношения. В рамках этих отношений деньги движутся либо в бюджет субъекта РФ (отношения по формированию бюджета или доходные бюджетные отношения), либо, напротив, движутся из бюджета, выражая расходные бюджетные отношения.

    Неимущественный (организационный) аспект бюджетной деятельности субъекта РФ имеет целью обеспечение эффективности и рациональности процессов формирования, распределения и использования бюджета, включая осуществление контроля за этими процессами.

    В процессе осуществления данного аспекта бюджетной деятельности субъекта РФ возникают неимущественные отношения: плановые, разрешительные, надзорные, контрольные и т.п. Данные отношения не являются денежными отношениями. Однако они служат для целей правильного осуществления тех денежных отношений, которые выражают материальный аспект бюджетной деятельности субъекта РФ.

    Наиболее существенными направлениями бюджетной деятельности субъекта РФ в ее неимущественном (организационном) аспекте выступает бюджетный процесс, посредством которого осуществляется планирование процессов формирования, распределения и использования бюджета данного субъекта, а

    также бюджетный контроль, в рамках которого осуществляется контроль за всеми аспектами бюджетной деятельности, включая как ее материальную, так и организационные составляющие.

    Надо сказать, что деление бюджетной деятельности на имущественную и неимущественную составляющие нашло свое отображение в определении круга общественных отношений, регулируемых Бюджетным кодексом РФ.

    Так, согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:

    1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

    2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

    Нетрудно заметить, что первую группу выделенных БК РФ отношений составляют те, которые являются имущественными бюджетными отношениями, - отношения по формированию доходов и осуществлению расходов бюджета. Иначе говоря, это отношения по формированию, распределению и использованию бюджета как денежного фонда.

    Вторую группу составляют бюджетнопроцессуальные и бюджетно-контрольные отношения. Это неимущественные бюджетные отношения.

    В итоге бюджетную деятельность субъекта РФ можно определить следующим образом: это деятельность субъекта Российской Федерации, выступающего в целом или в лице своих органов, по формированию, распределению и использованию своего бюджета, а также по осуществлению бюджетного процесса и бюджетного контроля.

    1 Гурвич М. А. Советское финансовое право. - М., 1952. -С. 17.

    2 Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. - М., 1971.-С. 10.

    3 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. -М., 2003.-С. 85.

    4 Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой.-М., 2000.-С. 16.

    5 Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: учебник. - М., 1995. - С. 3.

    6 См.: Финансовое право: учебник / под ред. С.В. За-польского. - М., 2006. - С. 25.

    7 Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / под ред. Н.И. Химичевой. - М., 2002. - С. 97.

    8 Омельян А. С. Бюджетная деятельность государства и местных образований - сфера возникновения бюджетных правоотношений // Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства. - Вып. 1. - Черновцы, 2003. - С. 121.

    9 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. -С. 168.

    10 См.: Кокотов А.Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: учебник. - М., 2006. - С. 107.

    11 Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. -М., 2006.-С. 202.

    12 Соколова Э.Д. Теоретические аспекты правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2008. - С. 21.

    13 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева.

    14 Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева.

    С. 35; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. - М., 2004. - С. 44.

    15 Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. - Алматы, 2002. - С. 47.

    Финансы – это денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

    Классификация:

    Бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов и местных бюджетов м/о.

    Внебюджетные целевые государстенные и муниципальные фонды

    Финансы предприятий, организаций, учреждений

    Финансы страхования

    Кредит (государственный, муниципальный, банковский)

    По форме :

    Государственные финансы

    Муниципальные финансы

    Частные финансы

    А также:

    Частная и публичная

    2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований.

    Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

    Финансовая деятельность муниципальных образований , осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

    Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности:

    Имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

    Протекает в виде деятельности как представительных , так и исполнительных органов власти (государственного управления).

    Относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

    методы привлечения: обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины , уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.) . Вместе с тем используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д.

    Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование , означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности.

    Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью.

    Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

    Президент РФ : согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ.

    Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Российской Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства.

    Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:

    Министерство финансов РФ;

    Федеральное казначейство (федеральная служба);

    Федеральная налоговая служба РФ;

    Центральный банк РФ (Банк России).

      Правовое положение Министерства финансов Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики . На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

    – финансовой;

    – аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;

    – добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;

      таможенных платежей (в части исчисления и уплаты).

    К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы . В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов , актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финансов РФ возглавляет министр , назначаемый на должность Президентом РФ. Структурныме подразделения - департаменты по основным направлениям деятельности, среди которых можно, в частности, назвать следующие: департамент бюджетной политики; налоговой и таможенно-тарифной политики; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; финансовой политики; межбюджетных отношений; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; бюджетной политики в отраслях экономики; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и др.

      Понятие финансовой системы и ее элементы.

    Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

    На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

    – бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

    – внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

    – финансы предприятий, организаций, учреждений;

    – финансы страхования;

    – кредит (государственный, муниципальный и банковский).

    Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными . Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения.В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения .

    Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования , сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

    Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

    Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

    Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

      Финансово-правовые отношения и их субъекты.

    Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые регулируют вопросы образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

    Структура финансовых правоотношений:

    1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования; обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон

    2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц; обязательным объектом финансовых правоотношений являются денежные фонды;

    4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

    5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный; властноимущественный характер.

    6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

    Классификации финансовых правоотношений:

    1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права :

    а) в сфере государственного страхования;

    б) в сфере государственного кредитования;

    в) государственного финансирования;

    г) налоговые правоотношения;

    д) в сфере денежного обращения;

    е) в банковской сфере;

    ж) валютные правоотношения;