Единство экономического пространства российской федерации. Единое экономическое пространство рф. Сталкиваясь с проблемой, предлагайте решение

Установление правовых основ единого рынка согласно статье 71 Конституции Российской Федерации /1/ находится в ведении Российской Федерации. Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции. Экономическое пространство - это территория страны, в пределах которой происходят урегулированные нормами права в конкретный период времени экономические процессы, организованные на основе единого денежного обращения. Основу развития единого экономического пространства обеспечивает интеграция функционирования интересов производителей и собственников, направленная на реализацию их экономических интересов, что осуществимо только в условиях свободного движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации. Отмеченная интеграция - следствие углубления рыночных взаимосвязей, способствующих интернационализации экономики, выходу экономических интересов за национально-региональные границы.

В результате осуществления данных процессов происходит формирование единого экономического пространства. Экономическое пространство отражает взаимосвязь различных экономических процессов, происходящих в стране, общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции. Обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации является основой всей системы федеративных экономических отношений. К всеобщим свойствам и характеристикам экономического пространства относятся:

  • 1) объективность его существования и независимость от сознания человека;
  • 2) зависимость от процессов развития в хозяйственных, экономических и производственных взаимодействиях;
  • 3) способность возвращаться в состояние равновесия после его нарушения под влиянием внешнего воздействия;
  • 4) на разных уровнях управления представляет собой единую целостность.

Единое экономическое пространство - конституционный принцип, означающий общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории страны. Особенное важное значение он имеет для федеративных государств, так всегда присутствует опасность расхождения законодательства Федерации и её субъектов, способного затруднить свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и экономическую координацию в масштабах государства, нарушить равенство правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан.

Единство федеральных рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования осуществляется путем установлении четких пределов и границ управления хозяйственными процессами на федеральном уровне, а также предоставления конкретных прав и обязанностей в этой сфере органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, руководству корпораций. Таким образом происходит реализация принципов децентрализации управления в целях обеспечения межрегиональной интеграции и укрепления единого экономического пространства.

  • 1) экономика региона должна быть максимально взаимосвязана с другими и должна быть взаимозависимой;
  • 2) экономика должна быть рыночной и в разумной мере открытой;
  • 3) федеральный бюджет должен быть сбалансирован и его исполнение должно контролироваться, а дефицит бюджета не должен превышать 3%;
  • 4) расходы государства на образование и здравоохранение из государственного бюджета должны быть не менее 5%;
  • 5) годовая инфляция не должна превышать 2.5% в год;
  • 6) уровень безработицы должен находиться в пределах не более 3,5%.

В существующем федеративном устройстве России преобладает национальный принцип над экономическим. Различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов и слишком большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. При нарастании территориальных контрастов растет и объем требуемого перераспределения ресурсов, а, следовательно, растут и налоги в федеральный бюджет. Это, в свою очередь, снижает стимулы у благополучных регионов, тем самым они теряют свою экономическую эффективность.

Поэтому для укрупнения региональных объектов управления социально-экономического развития Президент Российской Федерации создал систему федеральных округов.

Система федеральных округов эффективна в решении крупных межрайонных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации стратегических установок, федерального законодательства и других федеральных нормативных актов.

. Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

1)эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

2)создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

3)проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

4)развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

5)создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

2)Договор о Евразийской экономической комиссии.

3)Регламент работы Евразийской экономической комиссии.В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства: 1)Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

2)Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.3)Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами4)ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики5)Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.6)Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.7)Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.8)Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

15. Формы собственности в Российской Федерации .

Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.С точки зрения юриста - это право владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. С точки зрения экономики - это материальные ценности, блага, которыми владеет, пользуется и распоряжается субъект.Формы собственности в РФ. Собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную . В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц , государственной - федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).Частная собственность может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

16. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и принципы построения .

Бюджет государства - схема доходов и расходов государства, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.Принципы бюджетного устройства в РФ : единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.1) Единство бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью/ или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3) Самостоятельность бюджетов - это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
5) Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
7) Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8) Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
9) Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10) Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств . Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке.

3) свобода экономической деятельности . Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей.

4) многообразие и равная защита форм собственности . В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная.

Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе.

Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношения распоряжения, владения и пользования .



Распоряжение - право собственника распоряжаться объектом собственности (землей, ресурсами, производством).

Владение - принадлежность объекта определенному субъекту (человеку, семьей, производственному коллективу и т. д.), возможность непосредственного воздействия на объект.

Пользование (использование) - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

частной;общественной .

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

единичной;партнерской;корпоративной .

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности » (ст. 8 Конституции РФ).

К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

Индивидуальная собственность . Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность. В основе этой формы - объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

Акционерная собственность . Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг - акций и облигаций. Наличие ценных бумаг - отличительная особенность акционерной формы собственности.

Смешанные формы собственности . данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера. В переходной экономике России этот процесс приобрел значительные масштабы.

Комбинированные формы . Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы . Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности.

Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты.

Он является одним из видов межгосударственной интеграции, главная задача которого состоит в осуществлении политики коллективного протекционизма за границами объединения и либерализации экономических отношений внутри него. Также ЕЭП призвано обеспечивать между странами-участницами «четыре свободы», суть которых заключается в межправительственной координации экономической политики и свободном перемещении рабочей силы, денежной массы, услуг и продукции.

Создание объединения

В начале 2003-го года первые лица России, Казахстана, Украины и Белоруссии на одной из встреч заявили о своих намерениях создать ЕЭП. Спустя полгода был утвержден перечень документов, которые необходимо ратифицировать в первую очередь, однако, после прихода к власти в Украине Виктора Ющенко процесс создания нового экономического формирования был заморожен на несколько лет, так как новое украинское руководство сделало ставку на евроатлантическую интеграцию своей страны.

В декабре 2010-го года президенты РФ, Казахстана и Белоруссии подписали соглашения о создании межгосударственного экономического пространства. Спустя месяц эти документы были ратифицированы парламентами вышеуказанных стран. В 2011-ом году руководство стран-участниц ЕЭП поставило свои подписи под соглашениями второй стадии интеграции. В частности, во время трехсторонней встречи были утверждены:

  • договор о создании экономической комиссии и регламент ее работы;
  • декларация об экономической интеграции.

Концепция

Концепция формирования ЕЭП — это положение, которым предусматриваются основные нюансы создания объединения и реализации его дальнейшей деятельности. Особого внимания в нем заслуживают следующие моменты:

  • Главными целями, при создании ЕЭП, являются повышение благосостояния населения стран-участниц и рост экономики последних.
  • Деятельность ЕЭП осуществляется с учетом всех норм и рекомендаций ВТО.
  • Функционирование ЕЭП базируется на свободном перемещении через границы стран-участниц рабочей силы, капитала, услуг и товаров.
  • Формирование ЕЭП происходит постепенно. Для каждого этапа характерно повышение степени интеграции.
  • Направления деятельности ЕЭП вырабатываются на основе решений руководящих органов объединения и межправительственных договоров.
  • Структура руководства ЕЭП меняется в зависимости от уровня интеграции.

Члены

Первыми членами объединения в 2012-ом году стали Российская Федерация, Казахстан и Белоруссия. Спустя 3 года в состав ЕЭП вошли Армения и Киргизия.

Желание пополнить ряды стран-участниц ЕЭП изъявили Таджикистан и Узбекистан. Подобные намерения неоднократно декларировало и руководство Абхазии, однако, вступление этого государства в ЕЭП затрудняется тем, что его независимость не признает большинство членов объединения.

Руководство

Практически сразу же после подписания договоров второго уровня интеграции стран-участниц ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На данный момент этим руководящим органом контролируется более 170 функций объединения.

В состав ЕЭК входят Коллегия и Совет. В первую все страны-участницы ЕЭП делегируют по 3 своих представителя, второй же состоит из вице-премьеров государств.

Установление единого экономического пространства рассматривается как один из элементов конституционно-правового регулирования экономической системы.

Отметим, что начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства СССР, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Установление единого экономического пространства на всей территории современной России (статья 74 Конституции Российской Федерации) представляется и как одна из основ экономического строя, без которой невозможно вести речь о создании единой экономической системы суверенного федеративного государства, коим является Российская Федерация. В качестве принципа регулирования экономических отношений и экономической деятельности данный принцип означает следующее.

Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного развития хозяйства, перемещения товаров, услуг, финансовых средств, о чем свидетельствуют и решения Конституционного Суда РФ. Подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами в строго определенных законом условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина и других мер в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Режим единого экономического пространства включает в себя и систему налогообложения, и объявление рубля в качестве основной денежной единицы в РФ.

Одной из форм ограничения свободы экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все подобные ограничения представляются оправданными. Например, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей ведения предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. Плохо, однако, когда основания устранены, а ограничения остаются.

В течение трех с лишним лет на контроле у Уполномоченного по правам человека в РФ находился необычный вопрос о таможенном регулировании внутри России, а именно на территории Чеченской Республики. Впервые в поле зрения Уполномоченного этот вопрос попал в связи с поступлением ряда жалоб на запрет ввоза в Чеченскую Республику товаров иностранного происхождения. Указанный запрет был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1999 г. № 1223 в связи с проведением на территории этой республики контртеррористической операции. Конституционность указанного постановления была проверена Конституционным Судом, который Определением от 16 января 2007 г. № 22-О отказал в принятии к рассмотрению соответствующего запроса Народного Собрания Чеченской Республики. Конституционный Суд счел, что, вводя запрет на ввоз иностранных товаров, Правительство России преследовало законные цели и действовало в пределах своей компетенции, а запрет как форма ограничения свободы экономической деятельности был соразмерен обстановке, существовавшей в момент его введения. Вопрос же о том, насколько актуальными оставались мотивы и цели введения запрета, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не входил в его компетенцию.

Не вполне удовлетворившись таким исходом, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства России с просьбой поручить рассмотреть вопрос о возможности отмены упомянутого запрета. При этом Уполномоченный подчеркнул, что контртеррористическая операция почти завершена, положение в Чеченской Республике стабилизируется, в связи с чем права граждан на возвращение к месту прежнего проживания и на свободное занятие экономической и иной не запрещенной законом деятельностью не должны ограничиваться. Обращение Уполномоченного к Председателю Правительства было передано на рассмотрение в Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба предложение Уполномоченного об отмене запрета на ввоз иностранных товаров в Чеченскую Республику поддержала, но помочь в этом не смогла, сославшись на то, что отмена постановления Правительства Российской Федерации находится в компетенции Правительства. Получив такой ответ, Уполномоченный по правам человека в РФ повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с тем же предложением.

В начале 2010 г. запрет на ввоз товаров иностранного производства на территорию Чеченской Республики был, наконец, отменен. Эта несколько припозднившаяся мера, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, должна способствовать обеспечению свободы экономической деятельности на территории республики.