Экономические системы их типы и модели. Современные модели экономических систем. Понятие экономической системы

В последние столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках экономического субъекта на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается на основе традиционно сложившихся форм и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики .

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность -- активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая) господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы, в ряде азиатских государств и других странах мира. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Кроме существующих обширных систем, в каждой из них существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют много­образные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

1. Традиционная система.

3. Рыночная.

4. Смешанная.

Традиционная система.

Характерные черты:

Командно-административная система.

Характерные черты:

Рыночная.

Элементы рыночного механизма:

Предложение.

Конкуренция.

Смешанная.



Системный подход в управлении организацией.

Системный подход- рассматривает организацию, как открытую систему, на организацию влияет внешняя среда. Была разработана теоретическая система контроля, которая помогала руководителям понять взаимосвязь между отдельными частями организации и средой окружающей ее.

системообразующие фактры системного подхода

конкретная общая цель всей совокупности Эл-ов,

подчинение каждого Эл-та системы общей цели системы.

осознанность каждого Эл-та своих задач и понимание общей цели.

выполнение каждым Эл-ом поставленной задачи

конкретное отношение между Эл-ами системы.

наличие органов управления.

значение системного подхода – сист. подход стимулирует руководителя, поддерживает необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. системный подход помогает установить причины принятия не эффективных решений и предоставляет средства, для улучшения планирования и контроля.


Рыночное равновесие

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.



Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.


Типы рыночных структур.

Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Исходя из представленных характеристик можно дать опре­деления различных типов рыночных структур: совершенная конкуренция - модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками; чистая монополия - тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену; монополистическая конкуренция - тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция; олигополия - тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).
Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть - способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ной власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов: доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену; степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть; наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы; особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.


10. Безработица: основные понятия и виды.

Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.

Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и состоянию здоровья способны работать. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, государственный аппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.

Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут ее активный поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категориизанятых.

К рабочей силе относятся и занятые, и безработные.

Различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую, региональную.

Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск работы. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы.

Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица обусловлена возникновением профессионально-квалификационного несоответствия между структурой свободных рабочих мест и структурой работников.

Развитие экономики постоянно сопровождается следующими структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельского хозяйства, строительства, промыслов, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.

Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками.

Циклическая безработица. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных.


Стоимостные поправки

1. Денежные поправки, вносимые к единице сравнения (1 га, единица плотности, 1 сотка), изменяют цену проданного объекта-аналога на определенную сумму, в которую оцениваются различия в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта. Поправка вносится положительная, если оцениваемый объект лучше сопоставимого аналога. В противном случае к цене сопоставимого аналога применяется отрицательная поправка.

К денежным поправкам, вносимым к единице сравнения, можно отнести поправку на физическое состояние, а также поправки, рассчитанные статистическими методами.

2. Денежные поправки, вносимые к цене проданного объекта-аналога в целом, изменяют ее на определенную сумму, в которую оцениваются различия в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта.

К денежным поправкам, вносимым к цене проданного объекта-аналога в целом, следует отнести поправки на наличие или отсут­ствие дополнительных улучшений (складские пристройки, стоянки автотранспорта и пр.)

Валовой рентный мультипликатор – это отношение продажной цены объекта к потенциальной валовой выручке либо действительной валовой выручке.

Расчет стоимости объекта осуществляется следующим образом:

1. Определяется годовая арендная ставка для данного объекта.

2. Рассчитывается оптимальный для данного сектора рынка валовой рентный мультипликатор исходя из рыночных данных последних продаж сопоставимых объектов недвижимости.

3. Годовая арендная ставка для оцениваемого объекта умножается на оптимальный валовой рентный мультипликатор, рассчитанный на базе сопоставимых объектов.


Понятие качество продукции.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество (К) – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [Стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества»].

Под объектом понимается все, что может быть описано или измерено: товар, услуга, процесс, система, организация или отдельное лицо (лица) или их комбинация.

Обеспечение качества продукции – планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.

Высокий уровень качества продукции и услуг способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.

Качество продукции – совокупность свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений.

Требования к качеству продукции формируются потребителями (заказчиками), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.


Инфляция. Виды инфляции.

Инфляция – это снижение покупательной способности денег, которая проявляется, в первую очередь, через относительно быстрый рост цен. Инфляцию обычно связывают с нарушением между совокупным спросом и совокупным предложением. В краткосрочном периоде инфляции, вызванной избыточным спросом, происходит рост цен и увеличение реального выпуска. В долгосрочном периоде происходит только рост цен.Причиной инфляции спроса является увеличение платежеспособности спроса на товары, по сравнению с его прежней величиной. Это увеличение может возникнуть за счет дополнительной эмиссии денег, которую государство осуществляет чрезмерно. Критерием, определяющим инфляционность эмиссии денег, является объем производства в стране продукции. Если темпы прироста денежной массы соответствует росту ВВПр, то такое увеличение предложения денег не инфляционно. Если же рост денежного предложения обгоняет рост ВВПр, то происходит переполнение денежной массы сверх товарооборота. Выделяют следующие виды инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной – они постоянно изменяются по отношению друг к другу. Ожидаемую и неожидаемую. Под ожидаемой инфляцией подразумевается, что она прогнозируется заранее. При инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внесение в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни), внести изменения в распределение доходов между кредиторами и дебиторами и т.п. Если же ситуация резко меняется, цены быстро растут, и инфляция принимает непредсказуемый характер, то создается неуверенность в будущем, как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения в деловом мире. По форме проявления различают инфляцию трех видов. 1.Подавленная инфляция – цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен. 2.Скрытая инфляция : а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен; б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины; в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимость основных производственных фондов. 3.Открытая инфляция - рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.


Экономические системы и их сущность. Типы и модели экономических систем.

При натуральном хозяйстве люди не зависят друг от друга, а при разделении труда, когда каждый не производит всей продукции, между производителем и покупателем необходима взаимосвязь, согласованность действий.

Согласованность экономических действий – экономическая система – это способ организации экономической жизни общества, совокупность форм собственности, методов хозяйствования и управления производством и распределением.

В истории развития человеческого общества известны следующие системы организации жизни общества:

1. Традиционная система.

3. Рыночная.

4. Смешанная.

Традиционная система.

В далеком прошлом развитие экономического производства осуществлялось на основе инстинкта, т.е. проблемы выбора в экономике (что, как и для кого производить) решались на основе обычаев, ритуалов, традиций, наследственности, сословности. Занятия строго распределены. Сын наследует профессию отца, и так из поколения в поколение. Технический прогресс не возможен, так как новшества запрещены. «Для кого производить?» - тоже решает традиция. Часть продукта крестьяне обязаны отдавать церкви, государству, феодалам. А так как хозяйство натуральное, то оставшийся продукт семья потребляла сама.

Характерные черты:

Очень низкая производительность труда.

Минимальные запросы к ассортименту и к количеству продукции.

В хозяйстве доминируют крестьянские и ремесленнические хозяйства.

Командно-административная система.

Главную роль в решении проблем выбора в экономике играет государство. Оно решает вопросы по поводу производства и распределения. В его собственности все материальные ресурсы. Решения принимаются с помощью централизованного экономического директивного планирования.

Характерные черты:

Управление идет из одного центра.

Нет хозяйственной самостоятельности у хозяйствующих субъектов.

Существует уравнительное распределение

Государственный контроль над ценами.

Централизованное материально техническое снабжение.

Рыночная.

Эти же проблемы решаются с помощью важнейших элементов рыночного механизма и просто рыночного инструментария.

Элементы рыночного механизма:

Предложение.

Конкуренция.

Рыночный инструментарий: убытки, прибыль и т.д.

Смешанная.

Власть и экономика тесно переплетены. Происходит сочетание и взаимодействие частной, коллективной и государственной собственности. Часто разделяются функции государства и рынка. Используются в хозяйстве, как рыночные механизмы, так и индикативное (рекомендательное) планирование.

В настоящее время существуют различные модели экономических систем: японская, американская, скандинавская, западноевропейская.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели. Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) -- на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

И, наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, -- это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Российская модель. Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

  • - огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
  • - неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;
  • - отсутствие автономного от государства гражданского общества;
  • - неразрывную связь власти и собственности;
  • - слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

антициклическое регулирование;

стимулирование технологических и организационных инноваций;

проведение структурной политики;

защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Экономическая система – это форма организации экономики, комплекс социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями материальных благ, взаимосвязь и взаимозависимость которых обеспечивает функционирование системы и эффективное использование ограниченных ресурсов. Тип экономической системы основывается на исторически господствующей форме собственности, уровне развития производительных сил и зрелости производственных отношений.

Наиболее существенными качественными признаками, лежащими в основе выделения типов экономических систем являются:

· экономическое состояние развития общества на определённой ступени его развития;

· основные мотивы экономической деятельности хозяйственной системы, её структура;

· форма собственности на экономические ресурсы;

· способ координации деятельности хозяйствующих субъектов;

· организационные формы согласования действий экономических субъектов и др.

На современном этапе социально-экономического развития общества экономическая наука выделяет следующие типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная.

Традиционная экономическая система , присущая слаборазвитым странам и базирующаяся на сложившихся традициях и обычаях, передающихся от поколения к поколению, играющих важную роль в регулировании производственных отношений и распределении материальных благ. Производственный потенциал этих стран составляет низкий уровень техники, использование ручных средств труда, неразвитость инфраструктуры. В них господствует нищета и бедность и др.

Административно-командная система , в рамках которой все решения по экономическим проблемам принимает государство. При этом оно является основным собственником ресурсов, осуществляет целенаправленное директивное экономическое планирование на всех уровнях экономической деятельности, регулирует распределение ресурсов и созданного продукта. Экономическую основу системы составляет государственная собственность.

Рыночная система (чистый капитализм) , которая базируется на господстве частной собственности на средства производства, на действии механизмов свободного рынка, регулирующих экономическое поведение и управление предпринимательской деятельностью, на невмешательстве государства, на личном интересе и конкуренции.

Смешанная система , которая сочетает преимущества рыночной системы и централизованной экономики, то есть использование различных методов государственного регулирования, обеспечивающих единые «правила игры» на рынке, проведение социально-ориентированной политики в интересах всех членов общества.

Модели хозяйствования в рыночной экономике отражают национальные особенности организации экономической жизни, ступень сочетания рыночного и государственного её регулирования, учёт исторических, культурных, природно-климатических и ресурсных факторов и т.д. Выбор модели определяется тем, в какой мере она способствует экономическому росту и конкурентоспособности экономики, технико-технологическому развитию производства, интеграции национальной экономики в международную систему хозяйствования на основе гармонизации национального законодательства с международными стандартами.

Все модели хозяйствования условно можно разделить на :

1. Социально-ориентируемые модели (примером может быть Шведская модель экономики);

2. Государственно-регулируемые модели (присущи для Японской, Американской и Германской моделей экономики).

Из многообразия экономических моделей хозяйствования к наиболее приоритетным относятся:

· Американская модель (либеральная модель капитализма) , в которой частная собственность является доминирующей, а регулирующая роль государства минимальна, сводящаяся к установлению правил игры; активно поощряется малое предпринимательство; обогащение наиболее активной части население основано на высоком уровне производительности труда и ориентации на достижение личного успеха при резкой дифференциации на богатых и бедных; обеспечивается приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

· Японская модель (корпоративная экономика) , отличительной особенностью которой является высокий уровень государственного влияния на основные направления экономики, связанного с планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора; широкое распространение пожизненного найма работников, объединённых общими интересами и привлекаемых к управлению и принятию решений; сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны; социальной направленностью модели (соблюдение социальных прав гражданина, борьба против социального неравенства, возложение на корпорации обязанностей по соблюдению решения социальных задач).

· Немецкая модель (социально-рыночная экономика), основана на высоком уровне воздействия государства на экономику (установление правил игры, влияние на цены, технические нормы, активная социальная политика); планировании основных макроэкономических показателей; реализации принципа социального партнёрства (участие работников предприятия в его собственности); решающей роли банков, в составе которых центральному банку дана полная автономия; поощрение малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, долгосрочное программирование и др.

· Шведская модель (социально-ориентируемая экономика ), для которой характерны сильная социальная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоёв населения; вмешательство государства в процесс ценообразования (установление фиксированных цен); преобладающая роль государственного сектора в обеспечении уровня жизни и развития элементов инфраструктуры экономики, а частного сектора в развитии производства.

· Российская модель учитывает территориальные и природно-географические условия; единство наций обеспечивает права каждого народа на свой национальный образ жизни, а разъединение народов ставит их в экономическую зависимость; активное включение государства в экономическую жизнь; потенциальную самодостаточность; социальную ориентацию экономики; многоукладность экономики и др.

Теория экономических систем и их моделей

Типы экономических систем: традиционная экономика и рыночная экономика - характеристика, преимущества и недостатки

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные систем - традиционная и административно-командная.

Традиционная экономика - это тип экономической системы, в которой научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. он вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основными чертами традиционной экономики являются:

  • 1. Основой экономики являются частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев.
  • 2. Крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов.
  • 3. Общинное ведение хозяйства.
  • 4. Натуральный обмен товарами.
  • 5. Преобладание ручного труда.
  • 6. Неразвитость денежно-кредитных отношений.

Рыночная экономика - это тип экономической системы, которая основана на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща тем социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные характеристики рыночной экономики:

  • 1) основой экономики является частная собственность на средства производства;
  • 3) наличие механизма свободной конкуренции;
  • 4) рыночный механизм ценообразования;
  • 5) саморегулирование рыночной экономики;
  • 6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;
  • 7) минимум вмешательства государства в экономику.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть её элементов вошли в современную рыночную экономику. Основными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются следующие:

  • - частная собственность на экономические ресурсы;
  • - рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;
  • - большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Её основными чертами являются:

  • - многообразие форм собственности;
  • - развитие научно-технического прогресса;
  • - активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Типы экономических систем: административно-командная экономика и смешанная экономика - характеристика, преимущества и недостатки

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) - это тип экономической системы, в которой основные экономические решения принимаются государством, «берущим» на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства.

Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основными чертами административно-командной экономики являются:

  • 1) о сновой экономики является государственная собственность;
  • 2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;
  • 3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;
  • 4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства;
  • 5) активно используется концентрация производства для достижения стратегических целей и других передовых позиций;
  • 6) социальные стабильность и справедливость;
  • 7) устойчива в критические периоды развития общества (война, природная или техногенная катастрофа и т.п.).

Смешанная экономика органически соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, которая взаимодействует с государственной собственностью (20 - 25%).

Основными чертами смешанной экономики являются:

  • 1) основой экономической системы является взаимодействие частной и общественной форм собственности;
  • 2) многообразие форм хозяйствования;
  • 3) функция производства «возложена» на частный бизнес, а процесс реализации - и на государственные (муниципальные) и частные предприятия;
  • 4) высокий уровень налоговых ставок;
  • 5) высокий уровень пособий гражданам и субсидий и дотаций предприятиям;
  • 6) достаточно высокое развитие предприятий социальной сферы.

На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения).

Смешанная экономика - это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, например, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь в значительно меньшей степени, чем в других странах, так размер государственной собственности невелик. Главная позиция в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому в значительно меньшей степени, чем в Европе, распространены здесь смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

Модели экономических систем: американская, шведская, японская - характеристика, преимущества и недостатки

традиционный экономика рыночный командный

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развитии образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство. «Сердцевиной» шведской модели является социальная направленность, за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране до минимума сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высокий уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской модели характерно сохранить свои традиции при этом активно заимствовать в других странах всего того, что нужно для развития страны.

Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) - характеристика, преимущества и недостатки

Китайская модель экономики. После введения в СССР в рамках «перестройки» (конец 1980-х гг.) разрешения на ведение предпринимательской деятельности в виде кооперативов, в Китайской народной республике в начале 1990-х гг. начали формироваться аналогичные процессы и явления. В настоящее время экономика Китая основана на характеристиках административно-командной экономики с элементами рыночной экономики. Также в рамках данной национальной модели значительное влияние оказывают традиции общества, а также политические процессы в рамках страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача Российской модели переходной экономики - это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономики сложились неблагоприятные для России:

крайне высокая степень огосударствления экономики;

почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении «теневой экономики»;

длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была принижена;

неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основными характеристиками модели переходной экономики в России являются:

сочетание общественной и частной собственности;

формирование и становление частного предпринимательства на основе частной собственности;

создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

формирование правовой среды в обществе;

неэффективная система социальной защиты населения;

неконкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Российская модель экономики относительной стабилизации стала формироваться после того, как в 90-е гг. ХХ века были сформированы основные рыночные институты, прошли процессы приватизации, сложилась правовая и политическая среды и т.п. Данный период характеризуется относительной стабильностью, даже «на фоне» кризиса 2008 г., который не оказал столь разрушительного влияния, как дефолт 1998 г. Также в течение данного периода произошел рост основных макроэкономических показателей, снижение уровня инфляции и безработицы, стали формироваться и реализовываться различные социальные программы и проекты.

Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? - сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы - традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной

Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основные вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 - Основные экономические проблемы общества

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить - мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребления.

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют так называемые слаборазвитые страны, которые настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах для того, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объёмы производства, но для этого необходима перестройка национального хозяйства и, прежде всего модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономических блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.

Для кого произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограниченно, то возникает проблема их распределения, чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? Для кого? - определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желание потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Основное экономическое противоречие: безграничные потребности удовлетворяются за счёт ограниченных ресурсов.