Фцп здравоохранение. Госпрограмма развития здравоохранения. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2017 N 394 ,

от 07.05.2017 N 539 , от 12.08.2017 N 964)

  • Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 6 "Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 8 "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 9 "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы Б "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы Г "Управление развитием отрасли" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы Д "Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы И "Развитие скорой медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
  • III. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
  • Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и их значениях
  • Приложение N 2. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Приложение N 3. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Приложение N 4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
  • Приложение N 5. План реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
  • Приложение N 6. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Приложение N 7. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов
  • Приложение N 8. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку авиационной услуги органами государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи с применением авиации
  • Приложение N 9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования
  • Приложение N 10. Сведения о потребности в капитальном строительстве объектов здравоохранения на территории Дальнего Востока на 2017 - 2020 годы
  • Приложение N 11. Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на территории Дальнего Востока
  • Приложение N 12. Сведения о ресурсном обеспечении реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на территории Дальнего Востока за счет средств федерального бюджета
  • Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" на территории Дальнего Востока

Открыть полный текст документа

Постановление от 15 апреля 2014 года №294. Госпрограмма направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Справка

Госпрограмма разработана Минздравом России.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» (далее – госпрограмма) направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены МИД России, Минобороны России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтруд России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФССП России, Росавиация, Росимущество, Росавтодор, Росморречфлот, ФАНО России, ФОМС.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

- «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

- «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

- «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;

- «Охрана здоровья матери и ребёнка»;

- «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;

- «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

- «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

- «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;

- «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;

- «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управление развитием отрасли».

Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках реализации госпрограммы решаются следующие задачи:

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;

Обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

Ресурсное обеспечение госпрограммы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, предусмотренных Указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 , №598 , №606 , и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26 620,8 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2451,2 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11 079,4 млрд рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13 090,2 млрд рублей.

Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов бюджетов на соответствующий год и плановый период.

В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:

Создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

Повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;

Создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;

Формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;

Установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;

Повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;

Создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.

Эффективность реализации государственной программы определяется достижением к 2020 году следующих показателей:

Снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4 случая, от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев, от новообразований (в том числе от злокачественных) – до 190 случаев, от туберкулёза – до 11,2;

Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25 %, среди детей и подростков – до 15 %;

Снижение заболеваемости туберкулёзом до 35 случаев на 100 тыс. населения;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;

Увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200 %, а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100 %.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения – важная гарантия права граждан на охрану здоровья . Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим.

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис – смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста – 60 лет. "В ту эпоху экономической неустойчивости, – поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии наук Р. Оганов, – люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс – от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье".

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения.

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения " с 2013 по 2020 гг. Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы».

Кроме того, существуют еще Федеральные целевые программы

Федеральная целевая программа "Мировой океан" (Подпрограмма "Освоение и использование Арктики")

Федеральная целевая программа "Жилище" (Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан")

Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" (Подпрограмма "Сахарный диабет". Подпрограмма "Туберкулез". Подпрограмма "Вакцинопрофилактика". Подпрограмма "ВИЧ-инфекция". Подпрограмма "Онкология". Подпрограмма "Инфекции, передаваемые половым путем". Подпрограмма "Вирусные гепатиты". Подпрограмма "Психические расстройства". Подпрограмма "Артериальная гипертония")

Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения"

Федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России"

Федеральная целевая программа "Дети России" (Подпрограмма "Здоровое поколение". Подпрограмма "Дети и семья")

Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов" (Подпрограмма "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы")

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья"

Федеральная целевая программа "Юг России"

Предполагается строительство перинатальных центров :

Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, г.Москва

Строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров).

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации. Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ).

Стратегической целью Программы является: совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Стратегическая цель Программы достигается к 2020 году посредством снижение значений следующих показателей:

  • смертность от всех причин – до 10,3 случая на 1000 населения;
  • младенческая смертность – до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • материнская смертность – до 15,5 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от болезней системы кровообращения – до 551,4 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от дорожно–транспортных травм – до 10 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от новообразований – до 189,5 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от туберкулеза – до 8,2 случаев на 100 тыс. населения;
  • потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) – до 10 литров на душу населения в год;
  • распространенность потребления табака среди взрослого населения – до 25%;
  • распространенность потребления табака среди детей и подростков – до 15%;
  • заболеваемость туберкулезом – до 35,0 случаев на 100 тыс. населения;

повышение к 2020 году значений следующих показателей:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 75,7 лет;

достижения к 2018 году значений следующих показателей:

  • соотношения заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате в соответствующем регионе – 200%;
  • соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала к средней заработной плате в соответствующем регионе – 100%;
  • соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в соответствующем регионе – 100%.

Задачи Программы

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико–санитарной помощи

В направлении решения данной задачи необходимо повышать эффективность первичной медико–санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Российской Федерации, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно–сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний находится единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Всемирной организацией здравоохранения определены 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России, среди которых:

  • повышенное артериальное давление (35,5%), гиперхолестеринемия (23%),
  • курение (17,1%),
  • нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей (12,9%),
  • ожирение (12,5%),
  • злоупотребление алкоголем (11,9%), низкая физическая активность (9%).

Факторы риска могут накапливаться у индивидуумов и взаимодействовать друг с другом, создавая множественный эффект: наличие нескольких факторов риска у одного человека повышает риск его смерти от болезней системы кровообращения в 5–7 раз.

На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия и др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов.

Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности – на 25% и 20–30%, умеренное потребление алкоголя – на 25% и 15%, изменение хотя бы 2 факторов в питании – на 45% и 15–40%.

Другой систематический анализ показывает, что лечение больных ишемической болезнью сердца и другими болезнями системы кровообращения лекарственными препаратами из группы антиагрегантов снижает риск развития осложнений у таких больных на 20–30%, бета–блокаторами – на 20–35%, ингибиторами АПФ – на 22–25%, статинами – на 25–42%.

Анализ причин существенного уменьшения смертности от болезней системы кровообращения во многих странах показал, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения уровней факторов риска в уменьшение такой смертности составляет от 44% до 60% .

Факторный анализ причин, приводящих к высоким показателям заболеваемости онкологическими заболеваниями и смертности показал, что влияние факторов группы А (табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, избыточный вес тела, несбалансированность питания, другие факторы (производство, природная среда, жилище, влияние инфекционных канцерогенных факторов и др.) составляет 65%, а факторы группы Б (несвоевременное выявление и лечение предраковых заболеваний, поздняя диагностика рака, отсутствие скрининга, отсутствие формирования и наблюдения за группами риска, нерегулярные профилактические осмотры населения, отсутствие диспансеризации групп риска,отсутствие онкологической настороженности врачей первичной сети, отсутствие просветительской работы среди населения, недостаточная работа по мотивации населения для активного и сознательного участия в скрининговых мероприятиях, отсутствие единых программ скрининга на федеральном уровне, отсутствие регистра лиц, включенных в скрининговые программы) составляет 35%.

Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.

При реформировании системы первичной медико–санитарной помощи населению на первый план выходят задачи по изменению системы оказания помощи сельскому населению; модернизации существующих учреждений и их подразделений; выстраиванию потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации; развитию новых форм оказания медицинской помощи – стационар замещающих и выездных методов работы; развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений; совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико–санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и крупные города.

Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых, сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии, разработанные на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе больным с болезнями системы кровообращения, туберкулезом, онкологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально–техническое и технологическое оснащение лечебно–профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.

Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» предусматривается включение с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования. Одним из условий такого включения является развитие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно–поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому.

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении. Развитие информационных технологий и появление прогрессивных технологий вычисления и обработки информации позволит применять в области охраны здоровья прогностические подходы, основанные на моделировании. В первую очередь интерес вызывает возможность создания эпидемиологических моделей, которые позволят анализировать и прогнозировать распространенность различных заболеваний в популяции, тем самым увеличивая эффективность мероприятий профилактического характера.

Очевидна необходимость формирования целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения.

С учетом прогнозов интенсивного внедрения биомедицинских технологий в передовую практику здравоохранения развитых стран, важной задачей является создание необходимых условий для разработки и внедрения подобных продуктов и технологий в отечественную систему здравоохранения.

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения, цели снижения материнской, младенческой и детской смертности провозглашены в числе целей развития тысячелетия ООН. Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном трудно управляемых, которые влияют на эти показатели. Показатель материнской смертности зависит от социально–экономического состояния страны, географических особенностей, развития медицинской помощи, культурного и образовательного уровня населения.

В России в 2011 г. показатель материнской смертности составил 16,2 на 100 тыс. родившихся живыми. При таком уровне показателя ежегодно умирает 320–350 женщин трудоспособного возраста, что ложится тяжким бременем на семьи, снижает число детей, которые могли бы родиться в будущем, увеличивает недопроизведенный вклад в ВВП. По данным ВОЗ, среднеевропейский показатель материнской смертности в 2010 г. составил 20 на 100 тыс. родившихся живыми и за период 2005–2010 годы снизился всего на 9,1%. Наиболее низкая материнская смертность в странах с развитой экономикой, высокой плотностью населения, развитой транспортной инфраструктурой. Например, в Германии в 2010 году показатель материнской смертности составил 7,0 на 100 тыс. родившихся живыми, во Франции – 8,0, в Великобритании – 12,0. В то же время в странах Восточной Европы показатель материнской смертности значительно выше. В частности, в Республике Молдова показатель материнской смертности в 2010 г. составил 41,0 на 100 тыс. родившихся живыми, в Латвии – 34,0, в Украине – 32,0, в Румынии – 27,0, в Венгрии – 21,0.

В странах с большей площадью территории, при прочих равных условиях, он обычно выше, чем в небольших по протяженности странах – в США показатель материнской смертности 21,0 в 2010 г., в Канаде –12.

Младенческая смертность имеет аналогичные закономерности – низкие показатели младенческой смертности характерны для стран с высоким уровнем жизни населения, небольшой площадью территории и высокой плотностью населения. Например, в Германии в 2010 г. показатель младенческой смертности составил 3,5 на 1 000 родившихся живыми, во Франции – 4,1, в Великобритании – 5,0, в Бельгии – 3,5, в Австрии – 3,9. В странах с высоким уровнем жизни населения, но большой протяженностью территории, наличием регионов с низкой плотностью населения показатель младенческой смертности несколько выше. Например, в США показатель младенческой смертности в 2010 г. составил 6,0 на 1000 родившихся живыми, в Канаде – 5,0, в Австралии – 5,0.

В то же время в некоторых странах Европы показатель младенческой смертности выше, чем в Российской Федерации. В частности, в Республике Молдова показатель младенческой смертности в 2010 г. составил 11,8 на 1 000 родившихся живыми, в Украине – 9,1, в Румынии – 9,8, в Черногории – 10,0, в Македонии – 7,7 .

Низкие показатели материнской и младенческой смертности в определенной мере коррелируют с затратами на здравоохранение (в % от ВВП), которые составляют – в США – 15,2%, в Германии – 11,1%, во Франции – 10,1%. В России рост объема расходов на здравоохранение с 3,1 до 3,7% от ВВП сопровождался снижением показателей материнской и младенческой смертности. На уровень младенческой смертности влияет целый ряд факторов, требующих междисциплинарного подхода.

Прежде всего, это состояние материально–технической базы учреждений родовспоможения и детства. До настоящего времени большинство регионов не полностью обеспечены койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающих современным высокотехнологичным оборудованием. Не сформирована сеть перинатальных центров, в которых оказывается медицинская помощь наиболее тяжелому контингенту беременных, рожениц, родильниц и новорожденных детей. В развитых государствах перинатальные центры организуются из расчета 1 центр на 1 млн. населения в странах с высокой плотностью населения, и на 500 тыс. населения в странах с низкой плотностью. При таком расчете количество перинатальных центров в России требует существенного увеличения.

Наличие высококвалифицированных специалистов в учреждениях родовспоможения и детства играет огромную роль в снижении показателя младенческой смертности. В России имеется огромный кадровый дефицит как неонатологов, так и медицинских сестер, что связано, в первую очередь, с низкой заработной платой. Как правило, в Российской Федерации на 1 медицинскую сестру отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных приходится от 4 до 10 критически больных новорожденных. В США и странах Европы на 1 медицинскую сестру приходится 1 крайне тяжелый больной новорожденный, или 2 тяжело больных новорожденных, или 3 стабильных ребенка.

Большое влияние на качество оказания медицинской помощи новорожденным, родившимся с патологией, и результат их лечения оказывает уровень финансирования медицинских организаций. В Российской Федерации стоимость лечения одного ребенка в отделении реанимации составляет в сутки около 200–300 долларов США. В Великобритании стоимость лечения в сутки составляет 1600–2000 фунтов стерлингов. В США в зависимости от тяжести состояния новорожденного она колеблется в пределах от 2000 до 5000 долларов США, в странах Европы – от 1500 до 4000 евро в сутки. При этом значительная доля средств приходится на оплату труда медицинских работников.

Другие факторы также оказывают существенное влияние на уровень материнской и младенческой смертности – качество дорожного сообщения, достаточная доступность автомобильного и авиационного санитарного транспорта, здоровый образ жизни населения, контроль миграционных процессов.

Снижение младенческой и детской смертности от травм, насильственных действий, пренебрежения родителями из социально неблагополучных семей здоровьем и благополучием своих детей является зоной ответственности не только и не столько медицинских работников, сколько органов социальной защиты населения, МВД России, МЧС России и др.

Таким образом, улучшая доступность, качество и организацию медицинской помощи матерям и детям, снижая число абортов, возможно снизить материнскую и младенческую смертность к 2020 г. до уровня 6,5–6,0%, материнскую – до уровня 15,5 – 15,0 на 100 тыс. родившихся живыми. Снижение младенческой смертности до уровня 3–4%, а материнской – до 5–8 возможно только при развитии экономики, транспортной инфраструктуры, ответственного отношения населения к своему здоровью, сопоставимых с уровнем наиболее развитых стран западной Европы.

Снижение показателя младенческой смертности с 8,5% (с учетом новых критериев регистрации) до 6,4% скажется на сохранении не менее 4 тысяч детских жизней ежегодно. Поскольку каждый случай смерти ребенка обусловливает недопроизведенный вклад в ВВП в 6 млн рублей, суммарный показатель потерь ВВП при сохранении показателя на текущем уровне составит 24 млрд. рублей. Даже если учесть возможную выплату пенсий по инвалидности максимум 5% спасенных детей, то эта сумма составит 100 млн. рублей, а общий прирост ВВП за счет спасенных жизней составит 23,9 млрд. руб. Но эти расчеты, конечно, не могут учесть всю пользу от реализации программы – улучшение качества помощи приведет к снижению смертности детей до 5 лет и до 17 лет, что в еще большей степени повысит ожидаемый прирост вклада в ВВП, повышению удовлетворенность населения системой здравоохранения в стране, что, опосредованно, может способствовать повышению рождаемости.

Поскольку смертность новорожденных составляет 55–70% от младенческой и 40% от смертности детей до 5 лет, важным направлением снижения смертности детского населения является улучшение помощи новорожденным, чрезвычайно значимым аспектом которой является развитие сети перинатальных центров. Перинатальный центр – это не только яркое и наглядное свидетельство заботы государства о матерях и детях, это по своей сути высокотехнологичные центры, которые позволяют обеспечивать эффективную помощь при самой тяжелой патологии, развивать инновационные методы лечения (также, как фетальная и неонатальная хирургия, реанимационно–интенсивная помощь матерям и детям при критических состояниях). Создание сети перинатальных центров позволит перейти в рамках всей страны к полноценной и эффективно функционирующей трехуровневой системе оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, что повысит квалификацию медицинских кадров и качество оказания медицинской помощи во всех без исключения родовспомогательных учреждениях. Фактически в рамках Программы планируется создание стройной системы не только оказания дифференцированной по уровням помощи, но и системы взаимодействия, мониторинга, обучения кадров с использованием симуляционных центров. Предусматривается создание абсолютно новой системы взаимоотношений учреждений акушерского и педиатрического профилей в территории, ужесточение требований и создание возможностей полноценной и адекватной маршрутизации пациентов, изменение форм отчетности, создание новых подходов к мотивации персонала.

После массового ввода в эксплуатацию перинатальных центров в 2010–2011 годах материнская смертность в стране снизилась с 22,0 на 100 тыс. родившихся живыми в 2009 г. до 16,2 в 2011 г., т.е. на 26,4%, младенческая смертность – соответственно с 8,1 на 1000 родившихся живыми до 7,4, т.е. на 8,6%. Причем в субъектах Российской Федерации, где функционируют перинатальные центры, снижение показателей было более значительным.

Фактически благодаря перинатальным центрам были созданы условия для перехода Российской Федерации в 2012 г. на международные критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, начиная с массы тела 500,0 г, что, хотя формально и приведет к определенному росту младенческой смертности, но, в то же время, позволит ежегодно сохранять более тысячи детских жизней. На решение задачи по улучшению выхаживания детей с экстремально низкой массой тела и снижению уровня инвалидности у этого контингента направлен и раздел программы, касающийся улучшения оснащения отделений реанимации и патологии новорожденных детей, поскольку процесс жизнеобеспечения этих детей требует современнейшего высокотехнологичного оборудования. Этот раздел неразрывно связан с развитием сети перинатальных центров.

Для снижения смертности детей чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития. Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно–генетические, цитогенетические исследования, секвенирование). Эффективность пренатальной диагностики может быть обеспечена только массовым обследованием беременных женщин в установленные сроки, на обеспечение чего и направлен данный раздел Программы. На обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений направлено развитие неонатальной хирургии, а ранняя коррекция выявленных при неонатальном скрининге изменений метаболизма позволит в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни. Дальнейшее развитие пренатальной диагностики позволит на 50% снизить число детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития, и на 50–70% снизить смертность детей от тяжелых пороков развития.

До настоящего времени сохраняется высокая потребность в развитии специализированной медицинской помощи для детей. В 14 регионах Российской Федерации отсутствуют краевые, республиканские, областные детские многопрофильные больницы. В ряде регионов имеющиеся медицинские организации педиатрического профиля не соответствуют современным требованиям, позволяющим выхаживать детей с тяжелой патологией, в том числе детей первого года жизни и, в первую очередь, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела. Такая ситуация требует разрешения, так как не позволяет обеспечить в полной мере доступность и качество медицинской помощи детям. Не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступной остается нейрохирургическая и травматолого–ортопедическая помощь детям, требует серьезной модернизации психиатрическая, наркологическая и фтизиатрическая помощь.

Залогом повышения качества медицинской помощи детям станет развитие в субъектах Российской Федерации многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.

Решение вопроса государственной поддержки строительства и реконструкции областных (краевых, республиканских) детских многопрофильных стационаров, структура которых должна полностью соответствовать современным требованиям, позволит обеспечить реальное достижение целей и задач Программы. Более того, этот раздел неразрывно связан с развитием сети перинатальных центров. Поскольку на базе перинатальных центров медицинская помощь детям оказывается только в первые дни и месяцы жизни, детские больницы должны являться важнейшей частью функциональной сети, обеспечивающей весь цикл помощи ребенку.

Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Несмотря на высокие цифры проведения химиопрофилактики ВИЧ–инфицированным беременным, передача инфекции при перинатальных контактах остается высокой, в целом по стране на уровне около 6%, что, вероятно, свидетельствует о недостаточно высокой эффективности химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку, и диктует необходимость совершенствования системы оказания данного вида помощи и его мониторинга.

Развитие оказания медицинской реабилитации населению и совершенствование системы санаторно–курортного лечения, в том числе детей

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, санаторно–курортного лечения. Анализ оказания медицинской реабилитации в Российской Федерации показал, что она требует серьезной реорганизации и приведения ее в стройную систему комплексной реабилитации.

В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с дефицитом реабилитационных коек, медленным внедрением современных, сертифицированных в России комплексных технологий реабилитации, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально–технической базой реабилитационных учреждений.

Дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также дефицит подготовленных медицинских кадров (врачей и средних медицинских работников) не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах. В настоящее время медицинскую реабилитацию получают лишь 50% из детей, нуждающихся в ней.

Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации и санаторно– курортного лечения актуальна и в педиатрии и обусловлена увеличением численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей– инвалидов. В Российской Федерации на 01.01.2012 зарегистрировано более 500 тыс. детей– инвалидов, из них более 340 тысяч нуждаются в медицинской реабилитации. Потребность в реабилитационной помощи другим контингентам детей значительно выше. В настоящее время медицинскую реабилитацию получают лишь 50% из детей, нуждающихся в ней.

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей возможно при обеспечении доступности и качества медицинской реабилитации путем дальнейшего развития сети детских профильных реабилитационных учреждений (региональных, межрайонных), а также комплексов для осуществления высокотехнологичных методов лечения с койками (филиалами стационаров) для долечивания и реабилитации. Решение этой задачи позволит снизить нагрузку на «дорогие» койки в стационарах, повысить их пропускную способность.

Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно–курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик.

В настоящий момент существует острая необходимость в комплексе мероприятий, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса, способного решать как медико–социальные задачи обеспечения доступного населению, эффективного санаторно–курортного лечения, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы санаторно–курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья народа.

Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей

На фоне демографического старения населения в Российской Федерации с каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи.

Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.

Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу.

С целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также помощи членам семьи в условиях неизлечимой болезни ребенка планируется развитие сети медико–социальных учреждений, специализирующихся на оказании паллиативной помощи детям в Российской Федерации (открытие отделений паллиативной помощи детям в многопрофильных больницах и самостоятельных учреждений–хосписов), исходя из примерного расчета 2–3 койки на 100 тыс. детского населения.

Концепция паллиативной помощи состоит в том, что борьба с болью, решение психологических, социальных или духовных проблем пациентов приобретает первостепенное значение. Таким образом, основной задачей оказания медицинской помощи умирающему больному становится обеспечение, насколько это возможно, человеку достойного качества жизни на ее завершающем этапе.

Создание отделений паллиативной помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно–интенсивная помощь, не менее чем на 15 %.

Необходимо отметить, что в настоящее время в образовательных медицинских учреждениях на додипломном уровне на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения не представлены организационные и социально–медицинские аспекты паллиативной помощи.

Это свидетельствует о необходимости введения преподавания основ паллиативной помощи не только студентам вузов, но и на последипломном этапе как для врачей всех специальностей, так и для организаторов здравоохранения.

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами

В этом направлении наиболее актуальной остается задача по созданию системы непрерывного профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности.

Планируется проведение мероприятий по совершенствованию системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников в целях обеспечения повышения качества профессиональной подготовки, расширения перечня навыков и умений, приобретаемых специалистом в период обучения.

Будут сформированы и внедрены программы подготовки медицинских и фармацевтических специалистов на этапах послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также программы повышения квалификации научно–педагогических работников образовательных и научных организаций, реализующих программы медицинского и фармацевтического образования, разработанные с учетом изменений в подготовке медицинских и фармацевтических специалистов в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования третьего поколения.

До 2020 г. запланирована разработка профессиональных стандартов медицинских и фармацевтических работников, которые позволят сформировать единые подходы к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых для занятия профессиональной деятельностью.

Будет создана и внедрена система аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, которая позволит осуществлять персональный допуск специалистов к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций.

Совместно с субъектами Российской Федерации планируется проведение мероприятий по улучшению качества жизни медицинских и фармацевтических работников и их семей, снижению оттока кадров из отрасли, в том числе за счет предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий, субсидирования процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения медицинскими и фармацевтическими работниками, предоставления детям отдельных категорий медицинских и фармацевтических работников права на внеочередное зачисление в дошкольные образовательные учреждения.

Также будут организованы просветительские мероприятия по повышению престижа профессии.

В совокупности решение указанных задач позволит повысить качество подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество предоставляемых гражданам Российской Федерации медицинской помощи и фармацевтических услуг.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в субъектах Российской Федерации предусмотрено принятие программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработка дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Повышение роли России в глобальном здравоохранении

Основными направлениями международных отношений в сфере охраны здоровья должны стать обеспечение прочных и авторитетных позиций России в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира; создание благоприятных внешних условий для модернизации России; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России в области охраны здоровья, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире; поддержка и популяризация в иностранных государствах отечественного здравоохранения.

Приоритетной сферой внешней политики России в здравоохранении остается сотрудничество с государствами – членами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества. Важным следует считать также развитие здравоохранительной тематики в рамках Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Совершенствование контрольно–надзорных функций

Основной задачей функционирования системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности будет являться контроль процесса оказания медицинской помощи, его соответствия утверждённым стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, взаимодействия медицинского персонала с пациентами.

Взаимодействие субъектов системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, их деятельность, полномочия и ответственность регулируются нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке.

Основной задачей государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств будет являться контроль за обращением лекарственных средств и соответствием его действующему законодательству Российской Федерации.

Основной задачей функционирования системы государственного контроля за обращении медицинских изделий является выявление и изъятие из обращения некачественных медицинских изделий, а также фальсифицированных и контрафактных медицинских изделий с последующими утилизацией и уничтожением, выявление и предотвращение возможных негативных последствий применения и использования медицинских изделий, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, предупреждения о фактах подобного рода потенциальных пользователей, а также медицинского персонала.

Важной задачей развития здравоохранения является модернизация государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации. Судебно–медицинская и судебно– психиатрическая экспертизы в Российской Федерации представляют собой особый медико– правовой вид деятельности, направленный на обеспечение органов дознания, следствия и суда результатами специальных исследований, полученными с соблюдением правовых норм, осуществляемый экспертами или врачами, привлеченными для производства экспертизы, лицензируемый как отдельный вид медицинской деятельности.

Кроме того, государственные судебно–медицинские экспертные учреждения выполняют важную функцию по определению причин и сущности дефектов в оказании медицинской помощи.

В связи с этим, стоит задача определения унфицированных подходов к экспертной деятельности в Российской Федерации, создания единой методологической основы производства судебно–психиатрических и судебно–медицинских экспертиз, обеспечения современной материально–технической базы всех государственных учреждений, осуществляющих судебно–психиатрическую и судебно–медицинскую экспертизы.

Эффективность осуществления федерального государственного санитарно– эпидемиологического надзора и организации обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения достигается совокупной деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора, непосредственно осуществляющих контрольно–надзорную деятельность, а также учреждений Роспотребнадзора, обеспечивающих контроль и надзор, посредством проведения широкого спектра лабораторных исследований, осуществления научно– исследовательских и научно–методических разработок, выполнения противочумных мероприятий.

Снижение вредного воздействия факторов среды обитания на население будет обеспечиваться мероприятиями по обеспечению безопасной среды обитания населения – атмосферного воздуха, водных объектов, почвы; повышению качества и безопасности пищевых продуктов; обеспечению радиационной безопасности населения.

Медико–биологическое обеспечение охраны здоровья населения

Важным фактором в обеспечении радиационной, химической и биологической безопасности населения и территорий, обслуживаемых Федеральным медико–биологическим агентством, является система медико–санитарного обеспечения ФМБА России, одной из основных задач которой является проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Система медицинского обеспечения таких предприятий и объектов включает проведение предварительных медицинских осмотров, пред– и послесменных медицинских осмотров, периодических медицинских осмотров, проведение лечебно–профилактических и реабилитационно–восстановительных мероприятий, осуществление мониторинга здоровья персонала предприятий и населения.

Целью здравоохранения в сфере медико–санитарного и медико–биологического обеспечения спорта высших достижений является профилактика заболеваемости и инвалидизации спортсменов и последовательное повышение уровня их обеспеченности медико–биологическими технологиями для эффективной адаптации к интенсивным спортивным нагрузкам.

Основные задачи в сфере медицинского и медико–биологического обеспечения спортсменов сборных команд Российской Федерации: формирование инфраструктуры лечебно–профилактического назначения, территориально интегрированной с базами подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, позволяющей обеспечить 100%–й охват кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта всеми видами медицинской помощи в ходе тренировочно–соревновательной деятельности; обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами спортивных сборных команд Российской Федерации; реализация медико–биологических технологий, обеспечивающих тренировочно–соревновательный уровень подготовки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта.

Деятельность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ФМБА России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Задачами сферы защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы являются обеспечение прорывных результатов в медицинских исследованиях, способных дать начало новым лекарственным препаратам, технологиям и продуктам, развитие инновационной инфраструктуры для оказания медико–санитарной помощи отдельным категориям граждан.

Обеспечение системности организации охраны здоровья

В современных условиях создание и функционирование распределённых информационных систем и аналитического инструментария обработки данных являются «золотым стандартом» организации отраслевого управления. Внедрение новых медицинских технологий невозможно без параллельного внедрения информационных систем, обеспечивающих оптимизацию процесса оказания услуг. Создание такого рода систем требуется для решения вопросов, связанных с расчетом полной стоимости медицинской услуги, прогнозирования необходимого объема и стоимости медицинской помощи и лекарственного обеспечения, оценки кадровых потребностей в сфере здравоохранения, оценки и прогнозирования эпидемиологической ситуации. Таким образом, задача внедрения и использования современных информационно – телекоммуникационных технологий в здравоохранении – ключевая обеспечивающая задача, от решения которой зависит эффективность большинства мероприятий Государственной программы «Развитие здравоохранения».

Александров М.А. Центр изучения проблем здравоохранения

В статье рассмотрены цели, структура, направления и сроки реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее по тексту - Программа) является стратегическим документом развития отрасли. В ней определены цели и основные направления российского здравоохранения до 2025 года. Ответственным исполнителем Программы утвержден Минздрав России.

Впервые федеральная Программа в области здравоохранения разрабатывалась в соответствии с новыми «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242.

Цели Программы

Основными целями Программы являются:

1) увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;

2) снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2025 году смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 185 на 100 тыс. населения;

5) повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54 процентов.

Результативность Программы зависит от достижения количественно измеряемых показателей запланированных целей. Как видно, запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни и смертности очень оптимистичны. Однако не совсем понятно, от чего россияне будут умирать ближе к 2025 году, ведь именно с увеличением продолжительности жизни в структуре заболеваемости растет доля болезней системы кровообращения и новообразований - основных причин смертности. Если люди будут доживать до той же онкологии, то смертность от онкологических заболеваний только вырастет. Такая тенденция наблюдается во всех развитых странах со стареющим населением. Все показатели целей Программы рассчитаны на 100 тыс. населения, а не по половозрастным группам. В связи с этим есть вопросы к расчету реальной эффективности Программы.

Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи

Количественные показатели цели № 5 «Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи» с подробной детализацией по годам также вызывают вопросы. Все мы знаем о качестве проводимых социологических опросов в здравоохранении, в том числе по линии ОМС. Существующие методики сбора и обработки информации не в полной мере соответствуют современным требованиям к проведению социологических исследований. Наибольшие проблемы возникают со сбором первичных данных. При организации опросов часто не соблюдаются требования анонимности, не объясняются цели и задачи анкетирования, выбирается неудобное время и место проведения опроса, не объясняется порядок заполнения анкет. Не определяется репрезентативность выборки по половозрастному составу, причинам обращения в лечебное учреждение, нозологиям и т.д.

О качестве проводимых социологических исследований в системе здравоохранения можно судить по результатам уже проведенных опросов. Можно вспомнить случай, когда в 2013 году на сайте Минздрава России были опубликованы результаты изучения удовлетворенности населения медицинской помощью в 2011-2012 годах в разрезе субъектов РФ. Общее количество респондентов составило более 1,5 млн. человек. Удовлетворенность оценивалась по таким показателям как: длительность ожидания в регистратуре, на прием к врачу, при записи на лабораторные и инструментальные исследования, недоступность некоторых врачей-специалистов, удовлетворенность работой врачей, уровень технического оснащения медицинских учреждений и длительность ожидания госпитализации.

Там же сообщалось, что независимые опросы, проведенные страховыми медицинскими организациями в 3537 стационарах и в 6459 учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показали, что за период реализации региональных программ модернизации здравоохранения значительно увеличилась удовлетворенность населения оказанной им медицинской помощью с 53% в 2011 году до 72% к началу 2013 года.

Известно, что общественное мнение обладает инертностью, поэтому для столь значимого его изменения за столь короткий промежуток времени были нужны серьезные изменения системы здравоохранения, чего не было.

Вообще достоверность первичных социологических данных зависит от многих факторов: профессиональной подготовки организаторов и исполнителей социологического опроса, качества методического обеспечения, включая подготовку программы исследования, определение репрезентативности выборки, разработку анкет и инструкций по их заполнению, обеспечение анонимности анкетирования и т.д. На достоверность данных может влиять и то, что удовлетворенность населения медицинским обслуживанием входит в систему показателей оценки деятельности региональных органов власти.

Тогда чемпионами по повышению показателей удовлетворенности населения медицинской помощью стали Новгородская область (рост в 2,22 раза, прирост на 121,9%), Республика Саха (Якутия) (рост в 2,07 раза, прирост на 107,3%) и Вологодская область (рост в 1,93 раза, прирост на 92,7%). Лучшие показатели удовлетворенности населения медицинской помощью в 2012 году были у Хабаровского края (96%) и г. Москвы (95%). Ненамного отстали со своими 94% Алтайский край, Приморский край и Новосибирская область. Нет смысла комментировать эти показатели.

Получается, что все запланированные в Программе показатели удовлетворенности населения качеством медицинской помощи мы уже достигли и даже перевыполнили. Необходимо отметить, что методики проведения социологических исследований в здравоохранении, утвержденные Минздравом России и Федеральным фондом ОМС, с того времени практически не изменились. Интересно, что вопросами удовлетворенности качеством медицинской помощи занимается и Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО) России, чьи данные размещены на сайте Минздрава России. Однако мы ничего не знаем о методике проведения этих исследований. Кстати, результаты проведенных исследований ФСО более соответствуют показателям удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, запланированным в Программе, - удовлетворенность населения медицинской помощью по данным ФСО в марте-июле 2015 года составила 40,4% (выборка составила 90 тысяч респондентов).

Финансирование Программы

Общий размер финансирования Программы составит 34910398190,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2018 год - 3875167871,3 тыс. рублей;

на 2019 год - 3958918478,1 тыс. рублей;

на 2020 год - 4142170871 тыс. рублей;

на 2021 год - 4300148194 тыс. рублей;

на 2022 год - 4434248194 тыс. рублей;

на 2023 год - 4577248194 тыс. рублей;

на 2024 год - 4729248194 тыс. рублей;

на 2025 год - 4893248194 тыс. рублей.

Деньги пойдут по 9 основным направлениям (подпрограммам):

1. Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни.

2. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины.

3. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

4. Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении.

5. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья.

6. Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья".

7. Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

8. Информационные технологии и управление развитием отрасли.

9. Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.