Инструменты государственной экономической политики. Институциональные основы экономической политики Методы и инструменты экономической политики государства

Набор инструментов, применяемых в экономической политике, практически идентичен в современных рыночных экономиках. Но конкретный набор этих инструментов различается по странам, даже если они ставят перед собой идентичные цели и решают при этом схожие задачи.

Проблема выбора инструментов экономической политики намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Это связано не только с вышеупомянутой совместимостью и несовместимостью многих целевых показателей и инструментов, но также с тем, что некоторые инструменты могут одновременно воздействовать на несколько целей, причем часто в противоположную сторону. Так, укрепление курса рубля способствует снижению инфляции в нашей стране и большей доступности импорта (при дорогом рубле иностранные товары в России дешевеют), улучшению положения российских экспортеров капитала (они могут купить за прежнюю сумму рублей больше зарубежных активов), но одновременно ведет к ухудшению положения российских производителей (цены на их товары на российском рынке становятся менее конкурентоспособными по сравнению с ценами продающихся здесь иностранных товаров) и российских экспортеров товаров (их продукция на зарубежных рынках при пересчете на зарубежную валюту дорожает). Кроме того, влияние некоторых инструментов может оказаться непредсказуемым, и (или) же оно может проявиться позднее (отложенный эффект), как это случилось, например, в России после снижения основной ставки единого социального налога (шел в основном в Пенсионный фонд России) с 30% от фонда заработной платы (т.е. от общей суммы расходов фирмы или организации на оплату труда ее сотрудников) до 26% в 2006 г., в результате чего в Пенсионном фонде стал быстро нарастать дефицит (он покрывается из федерального бюджета) и данный налог был переименован в страховые взносы с повышением основной ставки вновь до 30% с 2011 г. Наконец, одни инструменты могут ослаблять (или нейтрализовать) воздействие других инструментов. Примером могут быть созданные в России в прошлом десятилетии государственные корпорации с их часто монопольным положением в той или иной отрасли и сфере и одновременно все более активно проводимая в России антимонопольная политика.

В рыночной экономике наиболее активно используются инструменты монетарной и фискальной политики и прежде всего для обеспечения экономической стабильности, особенно для сглаживания циклических колебаний.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежный рынок и, главным образом, денежная масса и ставка процента. Монетарную политику чаще всего осуществляет центральный банк страны, как правило, вместе с министерством финансов (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Монетарная политика Банка России

Тип политики

Рестриктивная монетарная политика (политика "дорогих денег")

Экспансионистская монетарная политика (политика "дешевых денег")

Уменьшение денежной массы для борьбы с инфляцией

Увеличение денежной массы для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы

Инструменты

Покупка иностранной валюты

Покупка государственных ценных бумаг

Продажа иностранной валюты

Продажа государственных ценных бумаг

Инструменты

Увеличение для банков нормы обязательного резервирования Увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков Увеличение ставки рефинансирования Увеличение остатков на счетах правительства в ЦБ

Продажа центральным банком своих облигаций коммерческим банкам Операции обратного РЕПО*

Уменьшение для банков нормы обязательного резервирования Уменьшение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ РФ

Уменьшение ставки рефинансирования Уменьшение остатков на счетах правительства в ЦБ

Выкуп ЦБ РФ своих облигаций у коммерческих банков

Операции прямого РЕПО*

* РЕПО (англ. repurchase agreement ) – операции по продаже ценных бумаг с обязательством обратной покупки их через определенный срок но заранее условленной цене (прямое РЕПО) и операции по покупке ценных бумаг с обязательством обратной продажи по заранее условленной цене (обратное РЕПО).

К основным инструментам фискальной политики относятся бюджетные расходы (например, государственные закупки и социальные трансферты) и бюджетные доходы (преимущественно налоги). По способу воздействия на экономику инструменты фискальной политики можно разбить на инструменты дискреционной политики (например, законодательное изменение величины государственных закупок, ставок налогов и трансфертов) и автоматические (встроенные) стабилизаторы (см. выше). Последние представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам в первую очередь относятся подоходные налоги (особенно прогрессивные), косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость), пособия по безработице, пособия по бедности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, но ограничивают их размах. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетают с инструментами дискреционной фискальной политики, нацеленной на обеспечение полной занятости ресурсов. Одна из особенностей встроенных стабилизаторов состоит в том, что они включаются (и отключаются) автоматически, т.е. они характеризуются отсутствием лага во времени, но при этом их эффект носит краткосрочный характер. Что же касается эффекта от инструментов дискреционной политики, то он более продолжителен по времени, но вместе с тем характеризуется наличием лага из-за необходимости принятия законодательного решения об изменении фискальной политики.

Повторим, что государство, как правило, использует набор различных инструментов (пакет мер), который наиболее эффективен в условиях конкретной страны, но может совершенно не работать или работать хуже в условиях другой страны. Кроме того, в экономической политике постоянно существует опасность медленной реакции государства на изменившиеся экономические условия, которые требуют другого набора инструментов, но это происходит с опозданием из-за лага между принятием политического решения по изменению политики и его реализации.

– это

1) Налоги

2) Расходы

Экономическая политика государства

В государственной экономической политике можно выделить два направления:

1) структурное – использование таких методов влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополии.

2) стабилизационное – бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (монетарная) ПОЛИТИКА (монетаризм) – это политика косвенного регулирования количества денег в экономике. Осуществляется через Центральный Банк. Инструменты монетарной политики – установление учетной ставки, установление нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Инструменты

Результат

1 .Учетная ставка – это норма процента, по которой ЦБ дает кредиты коммерческим банкам

Повышая или понижая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим или дешевым

1) если кредиты становятся более дорогими, то уменьшается количество желающих их брать – это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства.

2) более дешевые кредиты – стимулируют экономическую активность и подъем производства, но увеличение денежной в обращении массы ведет к инфляции

2 .Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков (в % ), которую они должны держать в виде резервов в ЦБ, чтобы осуществить выплаты клиентам

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит более дорогим. Уменьшение нормы резервирования позволяет увеличить объемы кредитования и делает кредиты более дешевыми

3. Операции на открытом рынке

Продажа и покупка государством ценных бумаг

Продажа – изъятие свободных денег и сокращение денежной массы. Покупка – возвращение денег в обращение и увеличение денежной массы

Основатели монетаризма – Давид Юм (Англия, 18 век) и Милтон Фридмен (США, 1976г – Нобелевская премия по экономике).

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (фискальная) ПОЛИТИКА – это прямое административное влияние государства на экономическую жизнь страны. Основной инструмент – налоги и расходы.

1) Налоги

1) в условиях инфляции - государство увеличивает налоги, уменьшая денежную массу и снижая экономическую активность

2) в условиях спада – уменьшение налогов, в результате чего у фирм появляются средства для производства, а у потребителей – для приобретения.

2) Расходы

В кризисных ситуациях государство увеличивает расходы на поддержку особо нуждающихся отраслей экономики, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу

Основатели – Джон Кейнс (Англия, 1883-1946)


Цель изучения темы

Усвоить особенности институциональных основ экономической политики государства.

Основные вопросы

1. Государственные институты экономической власти.

2. Институциональные факторы государственного управления экономикой.

3. Институционально-правовое обеспечение трансформации экономики Украины.

Программная аннотация

Институционализм как вызов времени. Возрастание роли институциональных факторов экономического развития. Трансформация значения и роли личностных факторов производства. Методологические аспекты институциональных факторов экономического развития. Институциональный подход к изучению экономики. Институциональные аспекты трансформации постсоциалистической экономики. Модификация функций государства под влиянием институциональных факторов. Механизм влияния институциональных факторов на экономическую политику. Взаимосвязь экономических отношений и юридических принципов. Институционально-правовое обеспечение трансформации украинской экономики. Экономическая стратегия и тактика. Выбор экономической модели развития Украины.

Государственные институты экономической власти

Переход от директивной экономики к рыночным основам хозяйствования и анализ основных направлений институциональных преобразований доказывает, что как в первом, так и во втором случаях крайне необходимо государственное регулирование этими процессами. Тем более, что речь идет о формировании новых институтов и изменения в самой государственной власти. их функционирование должно быть проанализированным при рыночных отношений, а влияние государства - через определенные институты: государственная собственность, государственное регулирование, социальные институты, контроль негосударственного сектора экономики, государственный бюджет, региональные бюджеты, внешнеэкономическая деятельность. Анализ предполагает выявление положительных и отрицательных признаков влияния на экономику, также оснований и условий формирования новых институтов власти - государственной или смешанной формы существования.

Исходя из принципиальной позиции о роли государства в современной экономике, следует считать, что государство имеет собственные институты, через которые осуществляет свою экономическую власть. К таким институтам можно отнести:

o институт государственной собственности, составляет государственный сектор экономики и обеспечивает гарантии собственного предпринимательства;

o институт государственного регулирования экономики, который распространяет свое влияние и на негосударственные структуры в едином механизме с рыночными рычагами регулирования;

o институт контроля, в том числе негосударственного сектора экономики;

o институт налоговой системы и фискальной политики, концентрирует государственный бюджет; муниципальные органы власти, которые осуществляют экономическую власть через структуру подчинения;

o институт муниципальной (региональной) власти;

o институт внешнеэкономической деятельности;

o институт социальной сферы;

o институт политической и идеологической власти, который обеспечивает как правовое поле экономической власти, так и идеологическое толкование политико-экономических действий государства;

o институт информации - по крайней мере то, что монополизирует определенную информацию.

Правомерность такого подхода следует признать хотя бы в том, что на самом деле власти этих институтов является довольно ощутимой. Во-первых, нельзя отрицать растущее влияние государства на современное экономическое жизни, чего не отрицают даже неоклассики. Во-вторых, наряду с признаками усиления регулирующей роли государства все углубляется предпринимательская деятельность государства, которая на сегодня не ограничивается только так называемыми общественными товарами. В-третьих, политическая власть в последнее время, в том числе в Украине, все настойчивее вмешивается в экономическую жизнь. В-четвертых, внешнеэкономические отношения все больше подчиняются государству как едва ли не единственному органу их регулирования и контролю.29 Каждый из указанных направлений экономической деятельности государства в современных условиях приобретает статус институциональных. Такую позицию можно представить схемой (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Из рисунка видно, что действия государства по различным направлениям осуществления ее власти может свидетельствовать о формировании определенных институтов, которые усиливают свою значимость на пути к постиндустриальному обществу. Попробуем рассмотреть подробнее указанные институты экономической власти государства.

Первая институциональная единица - государственный сектор экономики, на основе формационного подхода рассматривается историческая логика создания государственной собственности, расширение ее сферы, а на основе цивилизационного подхода раскрывается содержание современных концепций государственной собственности и дальнейшая ее эволюция в направлении формирования корпоративной собственности. Здесь же следует добавить, что государственная собственность реализует себя только в рамках государственного сектора экономики.

Формирование института государственного сектора в Украине можно отслеживать по следующим причинам. Во-первых, генетической причиной, поскольку предыдущая экономическая структура была сформирована на принципах почти полного ее огосударствления. Во-вторых, обратным процессом отвержения экономической роли государства на начальном этапе перехода к рыночным отношениям хозяйствования. В-третьих, одновременным разрушением даже тех государственных институтов, которые по определению должны быть государственными.

Однако современное развитие экономических систем требует все большей централизации ресурсов и управления ими, по крайней мере по потребностям национальной и экономической безопасности страны, ее обороноспособности, устойчивой социальной сферы, повышением эффективности хозяйствования. Именно эти процессы проявляются в необходимости обеспечения действия рычагов предсказания и ослабление экономических кризисов, сглаживание циклического характера экономического развития, ликвидации так называемых «провалов рынка». Главной целью существования и функционирования государственного сектора экономики должны быть социально-экономическая эффективность и повышение благосостояния населения.

Таким образом, существование государственного сектора экономики может быть признано объективным процессом современности, поскольку, во-первых, влияние рыночной среды на государственный сектор неизбежно, во-вторых, развитие государственного сектора должно происходить в направлении формирования системы образования, здравоохранения, культуры и искусства, социального страхования и т.п., в-третьих, денежно-кредитная и налоговая системы, бюджетная и фискальная политика в основном являются прерогативой государства, однако, рыночные отношения накладывают свой отпечаток и на них. Таким образом, особенности функционирования государственного сектора в рыночной среде обусловлено как наличием двухсекторной структуры национальной экономики, так и общемировым опытом деятельности государственных предприятий и других государственных институтов.

Институт государственной власти как регулирование экономики рассматривается исходя из того, что факт объединения в едином механизме регулирования экономики государственных и рыночных рычагов является доказанным. Главной задачей регулирования является установление пропорциональности, сбалансированности экономического развития. Поскольку в современных условиях такого сбалансирования можно достичь только сосуществованием рынка и государственной экономической политики, то следует отметить, что при этом должна председательствовать государство, поскольку именно государству принадлежит создавать такой институт власти, который был бы в состоянии быстро реагировать на проблемы, что непременно происходят в экономике и находить способы их преодоления.

Если институт по принятому определению совокупности формальных, фиксированных в праве, так и неформальных, фиксированных в обычаях, традициях, границ (рамок), которые структурируют взаимоотношения индивидов в экономическом социальном и политической среде, то именно совокупность методов и рычагов регулирования действий экономических субъектов со стороны государства можно считать определенным институтом. И поскольку речь идет, с одной стороны, об экономике (объект регулирования), а с другой - о государстве (субъект регулирования) в определенном их составлении, то это и есть государственный институт экономической власти.

Осуществление государственного контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики является доказанным фактом. Об этом может свидетельствовать даже не наличие органов контроля во всех странах мира, а объективность их функционирования и в рыночных условиях хозяйствования. В Украине сложилась определенная система государственного контроля деятельности различных сфер экономики, которую осуществляют несколько специально созданных органов с собственными полномочиями.

Государственный институт социальной сферы может быть рассмотрен под тем углом зрения, что каждое общество требует так называемого социального регулирования, под которым обычно понимают обеспечения социальной справедливости и социальной безопасности населения страны. В круг направлений государственной деятельности в этой сфере следует включить такие главные, как обеспечение каждому трудоспособному члену общества места работы и достойной оплаты труда, заботу о неработоспособное населения.

Очевидно и уникальным Институтом экономической власти государства является государственный бюджет. Он представляет собой комплекс, впитывает соотношение интересов различных социальных слоев населения страны, поскольку расходы государственного бюджета выполняют функции экономического, социального и политического регулирования общественных отношений. Главной целью бюджетной политики по определению является стабилизация, закрепления и приспособления экономической политики к меняющимся условиям. Исходя из этого, конкретными целями расходной части бюджета должны быть обеспечение социальных статей бюджета, которые призваны смягчить значительную дифференциацию социальных слоев населения по доходам; дотации отдельным сферам экономики; расходы на обороноспособность страны; оптимальное обеспечение административно-управленческого аппарата; расходы, связанные с возмещением внутреннего и внешнего государственного долга. Важное значение имеет и доходная часть бюджета, главным инструментом наполнения которой являются налоги. Фискальная политика государства, которая должна, с одной стороны, обеспечить финансирование государственных расходов, с другой - служить инструментом регулирования экономики, то есть она является одновременно таким механизмом, который существенно влияет на поведение всех субъектов хозяйственной деятельности. Любое государство уделяет тщательное внимание именно налоговой системе страны. Значительную роль играет механизм соотношения фискальной и трансфертной политики, строится на основании бюджета, в перераспределении ВВП с целью повышения эффективности всей национальной экономики.

Дальнейший анализ государственных институтов экономической власти обнаруживает еще один из них - власть муниципальную (местную, региональную). Тот вопрос, можно ли ее считать, должно решаться в зависимости от того, как построена система ее подчинения центральным органам власти и как построена система местного самоуправления. Если местные власти довольно широкий диапазон собственных действий по поводу регулирования экономики региона, то действительно она превращается в определенный институт экономической власти.

Одним из главных факторов, влияющих на статус муниципальной власти, являются финансовые ресурсы, которыми она может распоряжаться в регионе. На сегодняшний день не прекращаются споры по поводу того, какую часть аккумулированных регионом ресурсов следует перечислять в государственный бюджет, а какую оставлять в регионе. Они ведутся именно за то, имеет местная власть стать институтом экономической власти. В основу расчетов должно быть положено место и роль того или иного региона в экономике страны. Таким образом, если рассматривать государственные институты экономической власти в комплексе, то не следует исключать и такой из них, как муниципальные власти, даже тогда, когда она еще не представляет собой институт, а он только формируется.

Внешнеэкономическая политика государства может рассматриваться как институт ее экономической власти при любых условиях - существование государственной монополии на нее или замены ее только государственным контролем. Дело в том, что практически все государственные рычаги влияния на экономический процесс страны существенно влияют и на внешнеэкономические ее связи, в частности налоговая система, изменения учетной ставки, льготы по инвестированию и тому подобное. Во-первых, от них зависит инвестиционный климат в стране; во-вторых, экспортно-импортные операции должны способствовать производству отечественных товаров и услуг, движения национального капитала, эффективному использованию научно-технической продукции; в-третьих, таможенная политика, которая должна быть направлена на социально-экономическую целесообразность внешнеэкономических звьязкив.30

Возникает вопрос об информационных ресурсах. Исследователи этой проблемы считают, что уже сейчас те, кто владеет информационными и телекоммуникационными технологиями, приобретают возможностей контроля над всем обществом. Поэтому роль государства значительно возрастает, по крайней мере по таким основным направлениям, как привлечение материальных, финансовых и кадровых ресурсов в информационное производство; законодательное регулирование всех вопросов, связанных с информацией; развитие международного информационного обмена и сотрудничества. Так что можно предположить, что и в данном направлении может сформироваться отдельный институт экономической власти.

Последняя составляющая предлагаемой схемы государственных институтов экономической власти - политическая власть и государственная идеология. Напомним, что вопрос соотношения экономики и политики является таким, которое дискутировался до сих пор дискутируется в экономической теории, по крайней мере по поводу того, что здесь является приоритетом. Можно эти связи представить такой схеме (рис. 4.2)?

Рис. 4.2.

Доказано, что экономическая жизнь страны невозможно без определенной политической организации общества, которую воплощает в себе именно государство. Однако действие объективных экономических законов не может быть отменена никакими правовыми актами того или иного государства - последняя способна или способствовать созданию условий их действия, или же сдерживать этот процесс.

Таким образом, рассмотрены проблемы государственных институтов экономической власти предоставляют основания для следующих выводов. В современных условиях развития национальной экономики рыночного (смешанного) типа актуальна проблема экономической власти. В структуре ее институтов главное значение приобретает власть государства, имеет собственные институты осуществления (реализации) экономической власти, соответствует процессу формирования институциональной экономики и ее социализации. Этот подход к анализу экономической власти государства выявил следующие ее институты, как государственный сектор экономики, ее государственное регулирование, государственный контроль, социальная сфера, государственный бюджет, муниципальные власти, внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль, информатизация общества, политическая власть.

Каждый из этих институтов экономической власти государства по-разному влияет на социально-экономическое положение страны, но все они находятся во взаимодействии. Государственный сектор и государственная экономическая политика оказывают на нее более существенное влияние, чем местные власти.

Самым весомым институтом экономической власти государства следует считать государственный бюджет, поскольку именно он выступает действенным механизмом перераспределения ВВП в интересах развития всей национальной экономики и роста жизненного уровня населения страны. Основой этого механизма является оптимальное соотношение фискальной и трансфертной политики государства. Существенное влияние на национальную экономику, ее структуру и тенденции осуществляет политическая власть. Политическая власть государства основана на взаимосвязи ДЕЙСТВИЯ экономических законов и субъективных действий правительства, так и выступает в системе экономической власти государства как отдельный ее институт.

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают мерта - запрета, .разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

В развитых странах с рыночной экономикой административные методы ГРЭ используются незначительно и ограничиваются в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабо защищенных слоев населения. Однако их роль сильно возрастает во время войны, критического состояния в экономике. Так, к крупномасштабным государственным административным акциям по регулированию экономики Западной Германии и Японии можно отнести денежную реформу и разукрупнение ведущих концернов.

Еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственными субъектами. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения.

Административные методы ГРЭ достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными, рынками.(прямое полномасштабное администрирование государственного сектора ^мягкий административный режим для негосударственных монополий: индикативное планирование, установление пределов колебания цен), в области экологии (создание государственных заказников, национальных парков, разработка стандартов экологической безопасности), в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.), в протекционистской внешнеэкономической политике.

Экономические инструменты ГЭП - фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, государственное экономическое программирование, договорная (контрактная) система, государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном банке, операции на рынке ценных бумаг. Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов, изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот. Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через Налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

Эти вопросы будут рассмотрены подробно в следующих разделах данного курса. Здесь укажем только на то, что эти инструменты используются государством для изменения соотношения спроса и предложения на денежном и финансовом рынках в желательном направлении, для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (юридических и физических лиц) и социальной стабилизации, для изменения структуры платежного баланса страны и ее места в международном разделении труда. Эти инструменты очень важны для достижения макроэкономической стабилизации экономики, но могут привести и противоположным, дестабилизирующим результатам, если использовать их неразумно (так, в России чрезмерные государственные расходы и избыточная денежная эмиссия привели к огромным темпам инфляции и резкому снижению жизненного уровня населения, социальной нестабильности).

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанные с этим образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственные закупки - денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства. Как инструмент экономической политики они воздействуют на хозяйственную конъюнктуру, обеспечивая устойчивый рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируя производство в необходимых отраслях. Часто они используются в рамках высшей формы ГРЭ - государственного экономического программирования.

Программирование экономическое - инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство осуществляется путем экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов.

В программировании комплексно используются все элементы ГРЭ. В программах формулируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, определяются порядок их достижения и органы, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливается порядок финансирования.

Программы бывают национальные среднесрочные (на 5 лет с ежегодной корректировкой), чрезвычайные (краткосрочные) и целевые. Объектами целевых программ могут быть отрасли (сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Субъекты экономического программирования - государственные органы, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Разработка программ ведется специальным государственным органом (комитетом по планированию) или министерствами экономики и финансов с привлечением представителей центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов. Кроме того, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программы утверждаются парламентом ежегодно, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.

В последние годы в развитых странах начали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, которые называются структурной политикой. Эта политика реализуется по нескольким направлениям: контроль за состоянием общего равновесия экономической системы (расходы госбюджета на структурные цели, подготовку квалифицированной рабочей силы); развитие производственной инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи, дорог); поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая); участие в финансировании предприятий, связанных с научно-техническим прогрессом; влияние на технологическую модернизацию и качество продукции через стандартизацию: регулирование внешнеэкономических связей, порожденных международной технологической кооперацией. Но развитие долгосрочного регулирования не приводит к свертыванию краткосрочного, ибо оно необходимо для конкурентно-рыночной системы.

В сфере стимулирования научно-технического прогресса государственными органами развитых стран широко используется контрактная (договорная) система. В настоящее время государство в развитых странах - основной заказчик современной новейшей сложной техники и технологии, особенно в военной и космической областях, информационных технологиях, атомной энергетик микроэлектронике, биотехнологии и др. Реализация государственных научно технических Программ осуществляется не только благодаря действующим федеральным законам и правительственным актам, но и непосредственно на основе условий и положений государственных контрактов. Система государственных контрактов наиболее развита в США.

Контракт в США - это сложный и многообразный инструмент регулировано экономики страны. Его структура включает правовые, социальные экономические, производственные, научно-технические требования, условия патентования, лицензирования и передачи технологий, принципы организации, производства, использование информационных систем, право использования государственной собственности, привлечение сторонней и иностранной рабочей силы, получение кредитов и займов - всего того, что необходимо для выполнения государственного заказа. Государство предоставляет исполнителям программы НИОКР широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями работающими на частном рынке: право безвозмездного использования оборудования и научных лабораторий, льготы на покупку сырья у частных государственных поставщиков и за границей, право расходования средств на собственные НИР (до 10% стоимости контракта) и на переподготовку кадров. Предоставление контрактов осуществляется на конкурсной основе, подрядчика выбирает независимая экспертная комиссия. За нарушение условий государственного контракта предусмотрена широкая система санкций: одностороннее прекращение его без компенсации затрат подрядчику, передача другому подрядчику с возмещением ущерба за счет невыполнившего контракт, различные финансовые санкции, публикация в печати списков несостоятельных подрядчиков, виновных в срыве государственных заказов и др.

Отдельные инструменты ГРЭ могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен. Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого, и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительствах и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономический политики на другие объемы регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъекта, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственных органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством. Мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственно министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60-х и в 70-х г.г. были созданы межминистерские советы по ценам: они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Изначально государственные органы вели наблюдения за ценами. Этим занимались и занимаются центральные статистические управления в целях измерения роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется через политику ускоренной амортизации, которая завышает на бумаге издержки производства и оправдывает повышение цен: через установление цен на так называемые акцизные товары; через государственные ценовые субсидии, которые предусматривают снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю: через налог на добавленную стоимость, дифференцированные ставки которого непосредственно воздействуют на цены.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, значительная часть продукции которых закупается государством: военные отрасли промышленности, некоторые подотрасли строительства, - там среднеотраслевые цены устанавливаются на основе государственных контрактов, заключаемых государственными органами с отдельными фирмами.

Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (или их возврат), экспортные субсидии, льготные кредиты и транспортные тарифы существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

На товары и услуги госсектора устанавливаются фиксированные цены: они обычно искусственно занижены и позволяют увеличить доходы частного капитала за счет низкой рентабельности или даже убыточности объектов государственной собственности (шахт, электростанций, железных дорог, почты и телеграфа и т.д.).

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования, но оно применяется редко, в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется наднациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ЕС, унификация транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

2. Инструменты государственной экономической политики

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное – предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12 % и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются :

1) ставка рефинансирования – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс.

Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

23. Современные инструменты и методы денежно-кредитной политики Обычно выделяют три основных инструмента.1. Операции на открытом рынке, т. е. на рынке казначейских ценных бумаг.2. Политику учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

23. Организация и осуществление Банком России единой государственной денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика– это комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ: Процентные ставки по операциям ЦБ РФ. ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.Инструменты:1) Операции на

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

7.1. Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

50. Основные направления государственной ценовой политики в России Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайший период установлены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и

Из книги Невоенные рычаги внешней политики России. Региональные и глобальные механизмы автора Коллектив авторов

Глава 4 Экономические инструменты внешней политики 4.1. достижение политических целей экономическими методамиСтратегическое лидерство, реализуемое государством в таких областях, как валютно-финансовая система и внешняя торговля, позволяют ему не только обогащаться, но

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 13 Тема: ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО Изучению макроэкономических проблем посвящено 9 лекций (с 13-й по 21-ю).В лекции 13 рассматриваются: роль и значение макроанализа; система макроэкономических

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

2.5. Направления государственной политики поддержки инновационной деятельности Опыт наиболее развитых стран показывает, что в деле успешного перехода на инновационный путь развития важнейшую роль играет активная государственная инновационная политика.

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

6.9. Направления государственной антикризисной политики Вторая половина 2008 года ознаменовалась глобальными потрясениями мировой экономической системы. Экономический кризис, зародившийся в США в сфере ипотечного кредитования, охватил затем в целом американскую

Из книги АГОНИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА автора Городников Сергей

1. КРИЗИС ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Чтобы увидеть главные противоречия текущего положения вещей в России, надо ясно понимать сущность нынешней власти, власти режима диктатуры крупных коммерческих интересов. Она зародилась в 90-е годы ХХ века, при президенте

автора Диксон Питер Р.

Положительные стороны государственной политики В то время как законы и объем подлежащей обработке документации могут подорвать инициативу, правительственная политика в целом положительно влияет на деловые отношения. Пример на стр. 193 содержит общее описание

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Примеры государственной политики по поддержке предпринимательства 1. Защитные тарифы, субсидии и налоговые льготы. Американцы гордятся тем, что живут в условиях свободной рыночной системы, хотя около 30% рынков-™ в США находятся под защитой тарифов и импортных квот. Еще

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России Эффективность государственного налогового менеджмента во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации или видовой классификации налоговой

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

4. О принципах государственной политики поддержки и социальной защищённости личности и семьи С началом формирования систем социального обеспечения в первой половине ХХ века во многих странах они превратились в фактор опасности для самого общества, поскольку в