Источники информации для налоговых органов. Внешние и внутренние источники информации. Информационные потоки налоговых органов

1. Понятие информации, налоговая информация

2. Понятие информационных технологий

3. Информационные процессы в налоговой сфере

1. Понятие информации, налоговая информация

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация с точки зрения философии - есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком же смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Применение современных средств вычислительной техники и оргтехники для измерения, фиксации, передачи и обработки экономической информации, а также для размножения, хранения и поиска документации коренным образом изменяет технологию и методологию обработки информации. Использование машинных носителей информации позволяет организовать непрерывный процесс обработки информации, начиная от восприятия или фиксации исходной информации и заканчивая выдачей выходной (результативной) информации и документации.

Информационные системы и технологии существовали с момента появления человеческого общества. Однако на современном этапе они приобретают особую роль и значимость и в корне отличаются по своей сущности.

Рассмотрим сущность понятий «система управления» и «информационная система». В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта и субъекта управления, связанных между собой прямыми (П) и обратными (О) связями (рис. 1.1). Прямые связи выражаются потоками директивной информации, направляемыми от субъекта к объекту управления, а обратные - представляют собой потоки отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемые в обратном направлении.

Директивная информация разрабатывается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Внешняя среда влияет и на субъект управления, поставляя информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.).

Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему экономического объекта.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Одной из разновидностей экономической информации является налоговая информация . Четкого определения налоговой информации нет, но она включает в себя:

    налоговое законодательство;

    сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков;

    налоговую отчетность;

    прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Основой современной системы планирования налогового контроля является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

Информация о налогоплательщике из внутренних источников - информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций, в частности сведения, содержащиеся в соответствующих информационных ресурсах.

Информация о налогоплательщике из внешних источников - информация, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная .

При планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России. Информационные ресурсы о налогоплательщиках представляют собой совокупность сведений о налогоплательщиках, содержащихся как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В электронном виде информация накапливается в государственных реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, иных централизованных информационных ресурсах, формируемых различными программными комплексами. Деятельность налоговых органов но формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

  • непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
  • систематизация - создание информационных баз данных о налогоплательщиках;
  • актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
  • полнота - наличие достаточного объема информации о налогоплательщиках, необходимого для принятия обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
  • достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях проведения такого анализа должно осуществляться сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц дополнительных сведений, получение объяснений и документов. Указанные действия производятся с целью подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов);
  • организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в соответствующий программный комплекс налогового органа местного уровня.

В соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией для получения информации о налогоплательщиках налоговые органы используют источники, такие как:

  • МВД России;
  • Минприроды России;
  • Минтранс России;
  • ФМС России;
  • ФССП России;
  • ФТС России;
  • Росводрссурсы;
  • Рослссхоз;
  • Росреестр;
  • Росстат;
  • Ростехнадзор;
  • Росфин надзор;
  • Банк России;
  • ГИБДД МВД России;
  • Госз"дарственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • органы ЗАГС;
  • государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;
  • органы лицензирования;
  • иные правоохранительные и контролирующие органы;
  • органы местного самоуправления;

Источниками информации о налогоплательщиках, которая может быть получена налоговыми органами по запросам, являются, например:

  • МВД России;
  • Минтранс России;
  • ФМС России;
  • Роструд;
  • ГИБДД МВД России;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда;
  • лицензирующие органы;
  • органы ЗАГС;
  • банки;
  • биржи;
  • торгово-промышленные палаты субъектов РФ и муниципальных образований;
  • лица, располагающие сведениями о дислокации торговых точек, об арендаторах торговых мест и о рынке потребительских услуг;
  • территориальные органы вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

К иной информации относится информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из СМИ, Интернета (открытые базы данных иностранных государств; рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.).

Результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках, поступающей из различных источников, является формирование информационных ресурсов налоговых органов.

Сведения из информационных ресурсов, а также результаты проведенного на основании имеющейся информации анализа используются налоговыми органами при осуществлении контрольной работы, прежде всего для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, а также для проведения предпроверочного анализа.

  • Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказомФПС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333®.

В налоговой сфере протекают различные информационные процессы. Так, на уровне федеральной налоговой службы к ним можно отнести следующие:

Подготовка типовых отчетных форм;

Контрольная деятельность;

Методическая, ревизионная и правовая деятельность;

Аналитическая деятельность ФНС;

Внутриведомственные задачи.

Для регионального уровня характерен свой состав информационных процессов:

Регистрация предприятий;

Камеральная проверка;

Ведение лицевых карточек предприятий;

Анализ состояния предприятия;

Документальная проверка;

Ведение нормативно-правовой документации;

Внутриведомственные задачи;

Обработка документов физических лиц.

В системе налогообложения функционирует унифи­цированная система документации, которая отвечает определен­ным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения до­кументов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплатель­щиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, состав­ляемой налоговыми органами.

Информационные потоки представ­ляют собой направленное стабильное движение документов от ис­точников их возникновения к получателям. Информационные по­токи дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отража­ется динамичность информационных процессов и их взаимодейст­вие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами ин­формационных потоков могут быть документы, показатели, рекви­зиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:

а) по отношению к входу и выходу:

Входные (поступающие в инспекции);

Выходные (исходящие из инспекции).

б) по срокам представления:

Регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления (отчеты «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по пла­тежам в бюджет» и другие статистические отчеты, состав­ляемые в налоговых органах);

Нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

Правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ФНС и т.д.);

Документы исчисления и учета поступления налогов, сбо­ров и других платежей (лицевые счета плательщиков на­логов, банковские документы, налоговые расчеты, декла­рации);

Документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок, журналы учета контрольной работы);

Другие виды документов.

Важной составляющей внемашинного информационного обес­печения является система классификации и кодирования. В усло­виях функционирования АИС методы, способы кодирования, ра­циональная классификация номенклатур позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС строится на основе применения:

а) общероссийских классификаторов (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)...);

б) ведомственных классификаторов (банков (КБ)...);

в) системных классификаторов (идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)...).

"Налоги и налогообложение", 2006, N 6

На милицию законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предотвращению и пресечению налоговых преступлений, а также оказание содействия налоговым органам при реагировании последних на административные правонарушения в области налогов и налоговые правонарушения.

Выявление налоговых преступлений до стадии возбуждения уголовного дела органы внутренних дел могут осуществлять в процессе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности. При этом в зависимости от вида осуществляемой проверочной деятельности должностные лица органов внутренних дел должны неукоснительно соблюдать соответственно требования Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закона РФ "О милиции", Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Пункт 1 ст. 36 НК РФ и п. 33 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномочил должностных лиц органов внутренних дел участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, они уполномочены самостоятельно проводить документальные проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством (п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции").

Выполнение задач по выявлению уголовно - наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах возложено на Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) и его территориальные подразделения.

В обязанность налогоплательщика входит ознакомление должностных лиц органов дознания (милиции) с источниками информации о нарушении законодательства о налогах и сборах по их требованию либо передача им такой информации. Неисполнение физическими и юридическими лицами законных требований должностных лиц органов внутренних дел и других органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Между тем применяемая законодателем терминология по обозначению источников информации о правонарушениях на практике зачастую порождает вопросы у налогоплательщика.

Терминологии в юриспруденции придается особое значение, поскольку через термины словесно выражается то или иное понятие, применяемое по воле законодателя.

Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон об ОРД) позволяет при проведении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий <1>, установленных в ст. 6 этого Закона, производить "изъятие предметов, материалов и сообщений" (здесь и далее выделено мной. - В.К.). Намеренно или нет, но Закон об ОРД в отличие от иных федеральных законов (к примеру, см. ст. 5 УПК РФ, ст. 11 НК РФ) не содержит определений используемых в нем терминов. Этот недостаток нормотворческой деятельности позволяет вольно трактовать термины "материалы" и "сообщения", отождествлять их на практике с термином "документы", что вовсе не одно и то же.

<1> В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением органами внутренних дел гласных оперативно-розыскных мероприятий.

Более того, не разъясняя их правовую характеристику и степень различия между ними, законодатель пошел по пути "размножения" самостоятельных источников получения информации об обстоятельствах подготавливаемого (совершенного) правонарушения (преступления).

Так, согласно Закону РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (с изм. и доп.) должностные лица органов внутренних дел, осуществляя мероприятия по проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, вправе "получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы..." (п. 4 ст. 11); осуществлять "наведение справок" (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).

Значение термина "документ" не вызывает сомнений. А вот под видом "сведений" на практике, ввиду отсутствия официального разъяснения сути этого термина в вышеназванных законах, зачастую изымаются именно документы.

Таким образом, очевидна необходимость специального рассмотрения понятий этих и других источников информации о правонарушениях (преступлениях).

Попытаемся раскрыть наиболее важные характеристики этих источников. Для облегчения задачи и наглядности ее решения начнем с наиболее юридически значимого источника, с "документа".

О документах. Деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица немыслима без документооборота. Вместе с тем с помощью документов устанавливаются обстоятельства совершения правонарушений (преступлений). В этой связи в ходе проверки исполнения законодательства о налогах и сборах должностных лиц органов внутренних дел в первую очередь интересуют те документы, которые являются способом фиксации финансовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994 N 77-ФЗ (с изм. и доп.), документ, - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией. Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (изм. и доп.) дополняет: "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2).

Для целей выявления налоговых правонарушений посредством проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий, документ представляет собой юридическое удостоверение, каких-либо противоправных фактов, учитываемых должностными лицами органов внутренних дел при сборе информации о налоговых правонарушениях (преступлениях).

В обобщенном виде документ - это деловая бумага установленной формы, юридически подтверждающая определенные права и обязанности ее обладателей - субъектов налогообложения. Она фиксирует и удостоверяет определенные факты их экономической деятельности, контролируемой уполномоченными государственными органами.

Документ, будь это подлинник или копия, не изготавливается для ответа на запрос указанных органов (как, например, справка), он (документ) имеется в наличии, хранится, используется помимо запроса (до запроса), а присущие ему идентификационные признаки позволяют индивидуализировать каждый из документов в отдельности.

Применительно к теме статьи индивидуализация видов документов, используемых в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, содержится в законодательстве, регулирующем правоотношения в экономической сфере.

Поскольку ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена нормами НК РФ, КоАП РФ, Уголовного кодекса РФ (УК РФ), обратимся в первую очередь к нормам этих кодифицированных законов. Но надо сказать, что различные виды документов упоминаются и в тех статьях КоАП РФ и УК РФ, которые не предусматривают соответствующую ответственность за нарушения в области налогов и сборов.

В Налоговом кодексе РФ понятие "документ" применяется в следующих значениях:

  • документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов (п. 4 ст. 24);
  • документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений (пп. 3 п. 1 ст. 31);
  • документы, подтверждающие права на освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС (ст. 145);
  • счет-фактура (ст. ст. 169, 178, 198);
  • транспортные и товаросопроводительные документы (ст. 178);
  • расчетные документы, в том числе реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива (ст. 198);
  • первичные учетные документы; платежные документы (ст. 198);
  • документы, подтверждающие целевые расходы (ст. 238);
  • платежные поручения о перечислении налога (ст. 243);
  • договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), лицензионный договор (ст. 237) и другие.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях упоминаются: бухгалтерские и иные учетные документы (ст. ст. 14.13, 15.11), документы, необходимые для осуществления налогового контроля (ст. 15.6), ценные бумаги документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24) и другие.

В Уголовном кодексе РФ можно встретить: платежный документ (ст. 187), учетный документ (ст. 195) и другие.

Как известно, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (с изм. и доп.) обязывает оформлять все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, оправдательными документами. Назначение этих документов в том, чтобы быть первичными учетными документами (ст. 9), на основании которых и ведется бухгалтерский учет. Именно такой документ содержит наиболее точную информацию о различных сторонах деятельности организаций. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера недействительны и к исполнению не принимаются.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) различает документы: исполнительные (ст. 855), платежные (ст. ст. 849, 855), расчетные (ст. 864), складские (ст. ст. 907, 912, 917), транспортные, сопроводительные (ст. 513), учредительные документы юридического лица (ст. 52) и другие.

Существующие виды документов позволяют условно квалифицировать их по форме и содержанию в самостоятельные группы, содержащие однородные признаки.

  1. Документы об образовании, реорганизации и ликвидации юридического лица.
  2. Документы о государственной регистрации и постановке на налоговый учет предпринимателя без образования юридического лица; о прекращении его деятельности.
  3. Гражданско-правовые договоры субъектов финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
  4. Документы о приобретении, отчуждении имущества.
  5. Оправдательные (учетные) документы, фиксирующие ведение и результат деятельности организации и индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
  6. Документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
  7. Налоговые декларации.
  8. Индивидуальные нормативные акты (решения, постановления, заключения) контрольно-надзорных органов, вынесенные по результатам контрольной (надзорной) деятельности.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел при наличии данных, требующих проверки, о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, вправе по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (его заместителя):

  • изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, денежные средства:
  • временно изымать эти документы для установления их подлинности;
  • при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, изъятие производится на срок не более 7 суток;
  • а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, изъятие производится на срок не более 48 часов;
  • опечатывать места хранения документов на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на 7 суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, - не более чем на 48 часов.

О предметах. Предмет может быть как материальным изделием, так и творением природы. Применительно к деятельности налоговых органов предметы первой группы дифференцируются на три подгруппы:

а) вещи - обеспечивающие организацию труда (см. например, Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ) и др.;

б) имущество налогоплательщика (п. 1 ст. 72, п. 4 ст. 73, ст. 77 НК РФ);

в) товары - объекты торгового оборота (ст. 40 НК РФ).

Предметы - материальные изделия хранят в себе видимые и невидимые изменения принадлежащих им состояний и свойств. Применительно к деятельности подразделений ДЭБ МВД России предметы передают информацию о подлежащих установлению обстоятельствах нарушений в экономической сфере, в том числе в области налогов и сборов.

Сущность и значение предмета заключаются в непосредственном материальном отображении обстоятельств, имеющих значение для установления признаков нарушения законодательства о налогах и сборах и лиц, его совершивших. Иначе говоря, предмет может содержать сведения о времени, месте, исполнителе и способе нарушения законодательства о налогах и сборах, размере неуплаченных и (или) сокрытых от уплаты налогов и сборов. Такие сведения могут быть материализованы в информационных системах (компьютерная техника, средства связи), видео- и аудиотехнике, кино- и фотоаппаратуре, контрольно-кассовой технике, приборах, используемых в качестве средств измерения, и в других технических и специальных средствах.

Кроме того, к предметам относятся поддельные (подложные) документы, используемые для неправомерной неуплаты (сокрытия от уплаты) налогов и сборов.

Согласно п. 5 ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводится "исследование предметов и документов", т.е. ознакомление, изучение, анализ. Результаты такого исследования могут быть оформлены справкой или протоколом.

О материалах. Из анализа текстов законов, где упоминается термин "материалы", аксиоматично следует, что материалы не идентичны документам. Приведем в подтверждение несколько примеров, выражающих единый подход к этому вопросу, содержащийся в правовых предписаниях законодателя:

"Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы...". (Закон РФ "О милиции", ст. 5);

"Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращения представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии" (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Материалы выездной налоговой проверки состоят из акта проверки и приложений к нему, в числе которых могут находиться и документы в заверенных должным образом копиях (ст. ст. 89, 93 НК РФ). Точно так же, дело об административном правонарушении состоит из протокола и других материалов (пп. 5 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

Специальные производства и проверки представляют собой процедурную деятельность в ее динамике, оформленную материалами. Одновременно материалы специального производства (проверки) есть достигнутый результат в ходе осуществления процедурной (процессуальной) деятельности. Документы - лишь составная часть материалов.

Более того, документы появляются в ходе специального производства (проверки) на основании вынесенных (составленных) материалов. Например , с одной стороны, постановление должностного лица налогового органа на выемку документов в ходе выездной налоговой проверки, с другой сами изъятые документы.

В других случаях отдельные группы материалов представляют только себя. Например , чтобы приступить к проведению выездной налоговой проверки, необходимо вынесение для этого соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем и т.д.

Помимо специальных производств и налогового контроля, материалы оформляются в процессе иных официальных проверок. Это, например, материалы ревизий, инвентаризаций и т.п., по итогам которых, на основании имеющихся материалов и документов, составляются соответствующие акты и принимаются решения.

У юридических и физических лиц - налогоплательщиков существуют материалы внутреннего пользования, например, составляемые и используемые в процессе трудовых отношений между работником и работодателем, ведения делопроизводства и т.п.

Под материалами Налоговый кодекс РФ понимает еще и комплектующие элементы, составные части, из которых производится, собирается тот или иной товар. Например , подакцизные товары, производимые из давальческого сырья и материалов (ст. 200).

Определяющими признаками для классификации материалов служат:

  • процедурно - правовой режим сбора материалов;
  • полномочия субъекта, осуществляющего сбор материалов;
  • юридическое значение собранных материалов.

По этим основополагающим признакам выделим материалы в следующие группы:

  1. Материалы специальных производств.

1.1. Производство по делу о налоговом правонарушении (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

1.2. Производство по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ; разд. 4 КоАП РФ).

1.3. Досудебное производство (п. 9 ч. 1 ст. 5 УПК РФ);

1.4. Уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

  1. Материалы об отказе в возбуждении уголовных дел за совершение действий (бездействия) в экономической сфере (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

2.1. По реабилитирующим основаниям (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

2.2. По нереабилитирующим основаниям (пп. 4, 5, 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

  1. Материалы специальных проверок в экономической сфере.

3.1. Материалы государственного финансового контроля (отдельные его аспекты освещены Бюджетным, Налоговым, Таможенным кодексами РФ).

3.2. Материалы валютного контроля (гл. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";

3.3. Другие материалы проверок, осуществляемых правомочными органами в порядке контроля и надзора <2>.

<2> Порядок проведения выездных налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами с участием органов внутренних дел, урегулирован "Инструкцией "О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок", утвержденной совместным Приказом МВД России, МНС России от 29.01.2004 N 76/АС-3-06/37.

  1. Материалы инвентаризаций.

4.1. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе и силами самой организации.

4.2. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе правоохранительного либо контролирующего органа;

4.2.1. Инвентаризация имущества налогоплательщика, проводимая в ходе выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ).

  1. Материалы ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации").

При проверке заявления о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ).

В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномоченные должностные лица органов внутренних дел "при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность" вправе "требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их".

  1. Не являющиеся налоговыми, документальные проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимые органами внутренних дел.

В соответствии с положением п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вправе "проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации".

  1. Внутренние материалы организаций.

7.1 Личные дела работников.

7.2 Материалы служебных проверок.

7.3 Материалы служебной переписки.

7.4 Материалы делопроизводства.

7.5 Иные материалы организации.

В меньшем объеме такие материалы имеются у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

  1. Особая разновидность материалов.

8.1 Материалы - комплектующие элементы производимого или произведенного товара (ст. 200 НК РФ).

8.2 Сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве (п. 4 ст. 47, п. 7 ст. 48 НК РФ).

По своей правовой природе эта группа материалов близка к предметам.

Как видно, далеко не всякие материалы находятся у налогоплательщика, что существенно как для проверяющих, так и для проверяемых. Отсюда дополнительный критерий классификации материалов:

  1. По месту нахождения.

9.1 Материалы, находящиеся у налогоплательщика.

9.2 Материалы, находящиеся в правоохранительных, контролирующих (надзорных) и иных органах.

Особенности оформления факта изъятия материалов и предметов определяется процедурно-правовым режимом, в котором оно осуществляется:

  • в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке п. 1 ст. 15 Закона об ОРД отражается в рапорте или справке оперативного работника с приложением изъятого;
  • в процессе проверки соблюдения организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах в порядке п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" составляется акт об изъятии;
  • при проверке административного правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, факт изъятия фиксируется в соответствующем протоколе (ст. 27.10).

О сведениях и сообщениях. Компетентные должностные лица органов внутренних дел согласно п. 34 ст. 11 Закона РФ "О милиции" вправе в соответствии с российским законодательством получать сведения, составляющие налоговую тайну. К налоговой тайне относятся любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ.

Перечень лиц, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033.

В обобщенном виде налоговое и административное законодательство различает следующие сведения:

  • сведения об открытии и закрытии счетов в банке (ст. 118 НК РФ);
  • сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (сведения о налогоплательщике) - ст. ст. 126, 129.1 НК РФ; ст. 15.6 КоАП РФ;
  • сведения о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии (ст. 14.11 КоАП РФ).

Очевидно, что сообщение есть материальная форма передачи сведений. Иначе говоря, сведения содержатся в сообщениях. Наиболее заметно это в названии и тексте ст. 129.1 НК РФ "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу".

Другой пример: "Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения..." - ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 (с последующими изменениями). Сообщения в печати и других средствах массовой информации содержат сведения, доступные для всех. В приведенном примере сообщение может иметь форму интервью, очерка, фельетона и др.

В этой связи по сообщении о преступлении, распространенном в средствах массовой информации, редакция СМИ обязана передать прокурору, следователю или органу дознания, осуществляющим проверку (по их требованию), имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении рассматривается нормами УПК РФ как один из поводов к возбуждению уголовного дела (п. 43 ч. 1 ст. 5; ч. 1 ст. 140).

Сведения различаются как:

а) представляемые по разовым запросам;

б) представляемые систематически и определенного характера.

Существующий порядок изъятия и ознакомления со сведениями соответствует аналогичному порядку изъятия и ознакомления с материалами и предметами.

Об объяснениях. Объяснения физических лиц как источник информации о правонарушении (преступлении) широко применяется должностными лицами органов внутренних дел и другими органами дознания в ходе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности.

При получении объяснений от граждан им должно разъясняться содержание ст. 51 Конституции РФ, п. 1 которой гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом".

В названной конституционной норме формально не оговаривается, что приведенные в ней положения распространяются только на производство по уголовным делам. Это позволяет утверждать: физические лица вправе отказаться от сообщения информации о самом себе и своих близких родственниках не только в гражданском или уголовном процессе.

Это право имеется у физических лиц - участников производства по делам об административном правонарушении, оно закреплено в ст. 25.6 КоАП РФ. В соответствии с названной правовой нормой кодекса свидетель вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Аналогичная норма закреплена в ч. 4 п. 1 ст. 56 УПК РФ, положения которой распространяются на получение объяснений от граждан при проверке информации о преступлении до возбуждения уголовного дела.

Очевидно, что в контексте конституционной формулировки "не обязан свидетельствовать против самого себя" подразумевается лицо, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется.

Перед началом опроса должностное лицо органа внутренних дел предлагает очевидцу либо лицу, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется, ответить на вопросы, связанные с проверяемым противоправным фактом нарушения законодательства о налогах и сборах. В этих условиях опрашиваемому известно, кто проводит опрос и по какому поводу.

Физическое лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний и по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний. И, соответственно, уголовной ответственности по этим статьям УК РФ нести не может.

Исключение составляет предусмотренная в ст. 17.9 КоАП РФ административная ответственность свидетеля за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Речь идет об ответственности свидетеля, не входящего в узкий круг лиц, предусмотренный ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ.

Напомним, что для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дача объяснения - его право, а не обязанность (п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Информация, получаемая от лица, опрашиваемого в процессе проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий, оформляется получением от него письменного объяснения или письменным рапортом сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В процессе проведения органами внутренних дел административной и иной проверочной деятельности составляется письменное объяснение опрашиваемого.

КоАП РФ различает объяснения лица, в отношении которого ведется административное производство по делу об административном правонарушении и показания свидетеля и потерпевшего (п. 1 ст. 26.3 КоАП РФ). Все они отражаются в соответствующем протоколе, а в случае необходимости записываются отдельно и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Само по себе объяснение, полученное до возбуждения уголовного дела, не может быть признано доказательством вины лица, совершившего уголовно - наказуемое нарушение налогового законодательства. Объяснения содержат сведения, имеющие отношение к проверяемому факту нарушения законодательства о налогах и сборах.

О справках. Справка - это деловая бумага, не являющаяся документом, но содержащая информацию (сведения), представляющую интерес для проверяющего (правоохранительного либо контролирующего) органа. Иначе говоря, справка - это информация справочного характера, ее обработке и предоставлению предшествует запрос уполномоченного на то органа, для которого она, собственно, и готовится.

Наведение справок преследует цель ознакомления с документами и материалами, содержащими информацию, имеющую отношение к нарушению законодательства о налогах и сборах. Официальная форма получения справки - запрос либо непосредственное ознакомление на месте с документами и материалами организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В первом случае ответ на запрос поступает от адресата в письменном виде. Во втором - по результатам наведения справки должностным лицом органа дознания составляется рапорт. Сведения, содержащиеся в рапорте, носят исключительно ориентировочный характер.

В справках, как и в сообщениях, отображены сведения, но их юридический статус и процедурный порядок получения различен. В отличие от сообщения сведения включаются в справку по инициативе органа внутренних дел, ему же они и адресованы.

Законодательно закреплено, что различие в статусе источника информации о нарушениях налогового законодательства влечет различие в процедуре его истребования и получения. Пример: для истребования из банков сведений (в форме справки) налоговым органам достаточно направить мотивированный запрос (ст. ст. 86, 87 НК РФ; ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 - с изм. и доп.). Но получение налоговым органом соответствующих документов, связанных с деятельностью проверяемого им налогоплательщика (плательщика сбора), допустимо лишь в рамках проводимой в отношении банка встречной проверки (ст. 87 НК РФ).

О соотношении приведенных терминов. Рассмотренные термины и понятия объединяет то, что они являются носителями информации о налоговом правонарушении (преступлении).

Документы, предметы, материалы, сообщения, объяснения, справки представляют собой материальную форму передачи такой информации различного юридического статуса. Наличие материального объекта позволяет персонифицировать названные источники информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Сведения же по своей сути есть разновидность информации. В узком смысле сведения содержатся только в сообщениях. В широком смысле - во всех других источниках информации о нарушении законодательств о налогах и сборах.

Недостаточное законодательное урегулирование рассматриваемых в статье понятийных категорий дает возможность налоговой администрации для произвольного толкования своих полномочий по истребованию тех или иных источников информации о нарушении законодательства о налогах и сборах.

О последствиях нарушений, связанных со сбором источников информации. В уголовно-процессуальном аспекте назначение источников о нарушении налогового законодательства, добытых органами дознания до возбуждения уголовного дела по правилам оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности, состоит в том, чтобы быть принятыми и использованными в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.

Вопрос о невозможности использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов, полученных должностными лицами органа дознания в процессе выявления и пресечения налоговых преступлений, а также административных и налоговых правонарушений, может возникнуть лишь в случае нарушения законности при их получении.

Источники информации об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов, полученные должностными лицами органов внутренних дел с нарушением установленного законом порядка сбора, невозможно использовать в качестве доказательств по уголовному делу.

Уголовно-процессуальное вето в этой части наложено ст. 89 УПК РФ: "В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом". Такие требования содержатся в ч. 1 ст. 88 УПК РФ: "Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела".

Организация, физическое лицо, полагающее, что действия (бездействие) органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган внутренних дел, прокурору или в суд (ст. ст. 45, 46, 53 Конституции РФ; ч. 2, 8 ст. 5 Закона об ОРД; ст. ст. 39, 40 Закона РФ "О милиции"; гл. 30 КоАП РФ).

В.П.Кузнецов

Доцент кафедры финансов

Оренбургского государственного университета

Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

Информацию от налоговых агентов;

Информацию от сборщиков налогов (сборов);

Информацию от банков и органов казначейства;

Информацию от органов власти и управления;

Других налоговых органов;

Других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов



От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

Периодическую,

Нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юриди-ческих лиц и т.п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.

По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

Обязательные,

Необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

Учет налогоплательщиков;

Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Учет налогоплательщиков - это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц - это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.