Налог на добычу полезных ископаемых: ставки, льготы, условия. Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых? Налог на добычу полезных ископаемых период

Добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, территории РФ, а также на договорных условиях за ее пределами, нуждается в обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту регистрации предпринимателя, организации, физического лица. Обращение в налоговый орган должно состояться не позднее 30 дней с момента регистрации вида деятельности.

Объекты НДПИ

Объектами налогообложения являются все полезные ископаемые, добытые из недр земли на территории РФ, на установленном законом участке. Отходы производства, используемые для дальнейшей переработки и подлежащие лицензированию. Ископаемые, добытые за пределами России, но на территории находящейся в ее юрисдикции.

К таким объектам относятся:

Уголь, сланцы, торф, антрациты;

Нефть, газ и другие углеводороды;

Полезные компоненты руды, а так же составляющие черных, цветных и радиоактивных металлов. Сырье редких металлов;

Неметаллические компоненты (гипс, гравий, галька, песок и т.д.), а так же горно-химические составляющие (фосфоритовые руды, соли, сера и т.д.);

Продукт, используемый в радиоэлектронной и оптической промышленности (Пьезо - иоптический кварц, исландский шпат, оптический флюорит).

Драгоценные камни;

Соль природная;

Подземные минеральные воды.

Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.

Ставки НДПИ в 2020 году (таблица)

Ставка, % Виды ископаемых
3,8 Калийные соли
4,0

Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды;

Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы

4,8 Кондиционные руды черных металлов
5,5

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд);

Соли природного и чистого хлористого натрия;

Сырье радиоактивных металлов;

Подземные промышленные и термальные воды;

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

Нефелины, бокситы

6,0

Горнорудное неметаллическое сырье;

Битуминозные породы;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие ;

Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,5

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

7,5 Минеральные воды
8,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов.

16,5 Углеводородное сырье
17,5 Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья
135 рублей за 1000 куб.м. Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья
419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная

К основным налоговым ставкам в 2020 году применяются следующие льготы:

Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».

Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;

Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;

Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.

Порядок уплаты налогов в 2020 году

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Расчет НДПИ в 2020 году

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст.340 НК РФ:

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.

  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.

  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст.339 НК РФ).

  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Как распределяются налоги на добычу полезных ископаемых

Платежи за добычу углеводородного сырья, а так же использование недр, производятся в соотношении 40:60 в Федеральный и местный бюджеты соответственно. Добыча общераспространенных полезных ископаемых полностью оплачивается в субъекта РФ. Добыча на шельфе и другой зоне, находящейся в юридическом владении РФ, оплачивается исключительно в Федеральный бюджет. При подписании соглашения о разделе продукции, учитывается дата документа, так как действуют правила на момент его подписания.

В НК РФ налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.

Главой 26 в налоговую систему РФ введен налог на добычу полезных ископаемых.

НДПИ в 2016 году. Важным этапом анализа экономической природы налога является рассмотрение элементов налогообложения. К элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики НДПИ

Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Согласно законодательству РФ о недрах пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Установлены ограничения при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Пользователи недр должны встать на учет в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора) плательщики налога на добычу полезных ископаемых становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации). Порядок постановки на учет в налоговом органе плательщиков налога на добычу полезных ископаемых регламентирован приказом МНС России от 31.12.03 № БГ-3-09/731.

Объект налогообложения НДПИ

Согласно статье 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ (в том числе из залежи углеводородного сырья), а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Для правильного установления объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых в статье 337 НК РФ содержатся общее определение добытого полезного ископаемого и классификация добытых полезных ископаемых по видам.

Следует иметь в виду, что при определении продукции добывающих отраслей промышленности, впоследствии признанной полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.

Налоговая база НДПИ

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.

Применительно к налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых в отношении всех полезных ископаемых кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. В отношении нефти, газа, газового конденсата и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Для определения расчетной стоимости необходимо учитывать следующие виды расходов.

Прямые расходы - это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. НДПИ 2016. Данные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Косвенные расходы , они относятся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, а также прочие расходы.

Суммы косвенных и внереализационных расходов относятся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на НИОКР, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов). Данные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

  • прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств);
  • косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

Налоговый период НДПИ

Налоговый период НДПИ по налогу на добычу полезных ископаемых согласно статье 341 НК РФ признается календарный месяц.

Ставка НДПИ 2016

По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4,0; 4,8; 5,5; 6,0; 6,5; 7,5; 8,0 и 16,5%.

Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом - 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, - 0%.

При добыче нефти из нефтегазоконденсатных месторождений на период с 1 января по 31 декабря 2014 года налоговая ставка составляет 493 руб. за одну тонну. А на период с 1 января по 31 декабря 2015 года налоговая ставка составляет 530 руб. за тонну. Это базовая налоговая ставка, она применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, и деления на 261.

Пример 1

Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Юралс” в долларах США за баррель составил 21,25 долл./барр.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ - 31,35 руб./долл.

Значение Кц = (21,25 долл./барр. - 15) х 31,35 руб./долл. : 261 = 0,7507

493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

Налоговая ставка составит 370,09 руб. за 1 тонну нефти.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

При отсутствии в официальных источниках информации об уровне цен нефти сорта “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Исчисление НДПИ 2016

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых.

При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой количеством добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Пример 2

Организацией в IV квартале 2014 года добыто 85 тонн нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта “Юралс” на мировом рынке составила 21,25 долл. США/барр., средний курс доллара США составил 31,35 руб. за 1 долл. США. Коэффициент Кц равен 0,7507.

Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:

493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, равна:

370,09 руб./т. х 85 т = 31 457,7 руб.

Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому. Если сумма налога не исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Порядок и сроки уплаты НДПИ в 2016 году

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу.

Функции налога на добычу полезных ископаемых

Экономическое содержание налогов обусловливает выполнение налогом следующих основных функций:

  • фискальной (выражается в обеспечении поступления налогов в установленных налоговыми правилами размерах и сроки, а также в объемах, предусматриваемых соответствующими бюджетами);
  • регулирующей (выступает в виде использования налогов в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем введения налогов, установления ставок, определения налоговой базы и уровня зачисления поступающих средств);
  • стимулирующей (при помощи дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, изъятия из налоговой базы государство осуществляет стимулирование развития отдельных отраслей экономики, инвестирование средств и т. д.).

Для налога на добычу полезных ископаемых характерны все три вышеуказанные функции.

Так, с принятием главы 26 НК РФ внесены изменения в статью 50 Бюджетного кодекса РФ в части распределения налога на добычу полезных ископаемых по бюджетам разных уровней: сумма налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

  • 40% - в доход федерального бюджета;
  • 60% - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

  • 100% - в доход федерального бюджета

При добыче общераспространенных на территориях соответствующих районов и городов полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.

При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

В целях стимулирования добычи горючего природного газа из нефтяных месторождений, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, согласно статье 342 НК РФ налогообложение указанных полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0%.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых

В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субсидий;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (если реализация была) добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без учета НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора.

При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т. п. условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

Цена реализации уменьшается также на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении добытых полезных ископаемых на переработку и т. д.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций”. Стоимость добытого полезного ископаемого в этом случае исчисляется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Аналогичные налоги и взносы в других странах

Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налог на доходы.

Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в соглашении с добывающей компанией, и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.

Ренталс - вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.

Роялти - налог, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством - собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%.

Роялти может иметь как твердую, так и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит для изъятия у производителя части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для государства направлении. Так, зависимость ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может регулировать деятельность компании по разработке месторождения, зависимость ставки от качества полезных ископаемых стимулирует освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых и месторождений пониженного качества и т. д.

В налогообложении добычи минеральных ресурсов применяются как обычный налог на прибыль компаний, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, - от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой высокой ресурсной ренты.

Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками.

Достаточно широкое распространение в мировой практике получили соглашения на добычу с разделом произведенной продукции (СРП). Произведенные затраты в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной продукции в добыче оговаривается в соглашении. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с ростом добычи могут изменяться в пользу государства. Принадлежащая компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях о разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти. В одной и той же стране компании могут работать на совершенно разных условиях, по разным фискальных системам. Одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе продукции.

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской . Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также на нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются и , признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Эта продукция — первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, или иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, международным или стандартам предприятия, если иных нет) продукция. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.

Зачастую у налогоплательщиков возникают определенные сложности при отнесении добываемого полезного ископаемого к конкретному виду полезных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как следует из текста ст. 337 НК, в основе отнесения полезного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, государственные, во-вторых, региональные, в-третьих — международные и только, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией. Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, указывает на последовательность их применения. Так, обращаться к региональным стандартам можно только в случае отсутствия государственных, а к стандартам предприятия только в том случае, если нет ни государственных, ни региональных, ни международных.

Такой подход к определению «добытого полезного ископаемого» означает, что предприятия, осуществляющие весь комплекс операций по добыче полезных ископаемых, их обогащению и дальнейшей переработке и реализующие уже не продукцию добывающей промышленности, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения применять специальные методы определения стоимости и объемов собственно добытого полезного ископаемого.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения (ст. 337) относит:
  • антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные алмазы и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:
  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные. Так, по большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и природному газу — специфические.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок..

Первая модель — общая схема, описанная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по перечню видов) число полезных ископаемых. При этой модели налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение природного газа, которое предполагает оценку добытого полезного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и применение к ней специфической налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При этой модели налоговая база определяется либо как стоимость драгоценных металлов, оцененная исходя из цен реализации химически чистого продукта либо исходя из цен фактической реализации (при добыче самородков) и в обоих случаях применяется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При этой модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней применяется специфическая налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка может быть определена как специфическая плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют место различия в определении таких существенных элементов налога как порядок формирования налоговой базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них совпадают и установлены Налоговым кодексом.

Важным элементом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытых полезных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, устанавливает, как следует определять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок определения стоимости всего добытого полезного ископаемого (ст. 339 НК).

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым способом, так и косвенным. При использовании прямого способа количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса). Косвенный способ — это определение объема добытого полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Косвенный метод применяется в тех случаях, когда применение прямого невозможно.

В соответствии с оценка стоимости полезного ископаемого может определяться одним из трех методов.

Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций. Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета (при реализации на территории РФ). Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя (в том случае если в соответствии с договором поставки расходы на транспортировку несет поставщик). В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, расходы по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых. Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей расходы. В частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых, расходы на ремонт соответствующего оборудования, расходы на освоение природных ресурсов и некоторые другие виды расходов, связанные с добычей оцениваемого полезного ископаемого. Перечень этих расходов установлен п.4 ст.340 НК РФ.

Рассмотрим второй и третий способы оценки на условных примерах (первая модель).

Пример 1 . Допустим, что на одном участке недр добывается железная руда. Объем добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Государственные субвенции отсутствовали. Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тонн * (400- 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8% (см. табл.18) сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2 . Допустим, что АО АБВ ведет добычу калийных солей и хлористого натрия на одном участке. Поскольку налогообложение этих двух видов полезных ископаемых осуществляется по различным ставкам (табл.18.), необходимо определить налоговую базу по каждому полезному ископаемому отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась. Общая сумма расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма расходов распределяется между двумя добытыми полезными ископаемыми пропорционального доле каждого из них в общем объеме добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45 т / 150 т) расходов или 21,6 тыс. руб., а на долю натриевой соли 70% (105 т/150 т) расходов или 50,4 тыс. руб.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых составит:
  • по калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;
  • по натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб.

Самостоятельную проблему представляет определение стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета , уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК). Таким образом, Налоговый кодекс РФ фактически делает исключение из общего порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз подчеркнем, что по всем иным видам полезных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не может оцениваться по продуктам дальнейшей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам — оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.

Существенное отличие порядка определения налоговой базы по драгоценным металлам связано с тем, что в Законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из такого определения уже в Налоговом кодексе приходится определять иной порядок формирования налоговой базы (и отчасти иной объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, чтобы не допускать противоречий между нормативными актами.

В этом случае (драгоценных металлов) стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. При этом стоимость единицы химически чистого металла уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке продукции до получателя.

Поясним это на примере.

Пример 3 . Предположим, что на золоторудном месторождении AAA было получено 700 кг золотосодержащего сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг / 700 кг) * 100% = 61,1 %.

Допустим, что затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Налогоплательщик в отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото в рассматриваемом периоде составила 365 руб. за 1 грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом расходов на аффинаж:

  • (365 руб. * (1 — 0,025)) — 0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую базу по НДПИ:

  • 420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Ставка НДПИ при добыче золота составляет 6% (табл.18). Таким образом, сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, налогоплательщиком AAA по итогам налогового периода составит: 91145008,5 руб. * 0,06 = 5468700,51 руб.

Налоговым кодексом установлен особый порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых уникальных самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических цен реализации (третья модель вариант Б в табл. 18).

Уникальные самородки, не подлежащие переработке, учитываются отдельно и в расчет общего количества добытого полезного ископаемого не включаются. Оценка и сертификация уникальных самородков осуществляется Госфондом, эта же организация выкупает некоторые самородки. Невыкупленные Госфондом самородки возвращаются добывшим их организациям или реализуются с аукциона. При этом договорная (или аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи).

Если добытые организацией самородки не относятся к числу уникальных, то они могут продаваться по договорным ценам самими добывающими организациями (в порядке, установленном российским законодательством). Если же самородок реализовать невозможно, организация может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего количества добытого полезного ископаемого.

Поскольку не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.

Рассмотрим теперь четвертую из выделенных нами моделей обложения НДПИ, применяемую при налогообложении добычи нефти.

Количество добытых полезных ископаемых в этом случае определяется, как это было описано выше, прямым способом. Налоговая ставка же устанавливается как специфическая — в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц) и поправочным коэффициентом Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (именно к этому сорту относится нефть, добываемая на территории России).

Коэффициент Кц ежеквартально определяется налогоплательщиками самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 15) * P/261 ,

  • Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;
  • Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ. Среднее значение курса определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центральным банком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр и также определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если степень выработанности запасов (N/V ) конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 * N/V ,

  • N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
  • V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, превышает 1 , коэффициент Кв принимается равным 0,3 . Если степень выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Фактически применение подобной схемы расчета коэффициента Кв позволяет организациям, добывающим нефть на давно разрабатываемых и значительно истощенных участках недр использовать понижающий общую ставку НДПИ коэффициент.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв , где V — объем добытой в налоговом периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как специфической с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на этот продукт позволяет в случае устойчивого повышения цен на нефть (что имело место на протяжении 2002 — 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении цен на нефть (что имело место в 2008 — 2009 гг.) напротив, снижать фактическую ставку налога.

Таким образом, если по итогам некоевого налогового периода средний уровень цен на нефть сорта «Юралс» составил 58,1 долл. США за баррель, а курс 32 руб. за доллар, то повышающий налоговую ставку коэффициент составит:

Кц = (58,1 — 15) * 32/261 = 5,16

Это означает, что при указанных выше мировых ценах на нефть и курсе доллара фактическая ставка НДПИ составит 2162,75 руб./т.

Необходимо обратить внимание на то, что при снижении цены на российскую нефть ниже 15 долл. за баррель, налог на добычу полезных ископаемых фактически не уплачивается — коэффициент приобретает отрицательное значение.

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча . Именно по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, налогоплательщик должен встать на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

Как уже отмечалось выше, налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 г. и сразу стал основным платежом за пользование природным ресурсами. Так, по итогам 2009 г. на его долю пришлось более 90% всех ресурсных платежей и 7,9% всех доходов консолидированного бюджета России.

Или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.

Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.

Каков налоговый период для НДПИ

Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.

Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.

Как рассчитывается размер выплат

Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:

  • вид полезных ископаемых;
  • отдельные полученные ископаемые;
  • характеристики извлеченных ископаемых.

Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.

Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.

В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.

Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:

  • минеральные воды, получаемые в лечебных целях;
  • подземные воды, применяемые для сельскохозяйственных целей или полученные на новых участках недр;
  • сверхвязкая нефть;
  • попутный газ;
  • ископаемые, полученные в результате разработок списанных или некачественных запасов;
  • потери во время проведения разработок, находящиеся в рамках регламента, определенного Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001 .

При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.

Что еще влияет на размер налоговой ставки

Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.

Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.

Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .

В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.

По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.

В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .

Как осуществляется налоговый вычет при добыче угля

Как определяется налоговая база для НДПИ

Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.

Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.

Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.

Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .

О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.

  1. Прямым. Здесь для проведения измерений используют стандартное оборудование, например, весы.
  2. Косвенным. Этот способ применяется, когда первым провести замеры невозможно. В таком случае количество продукта рассчитывают с помощью формул.

Как высчитать стоимость добытых ископаемых

Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.

  1. Расчет на основании цены, по которой ископаемые реализуются.
  2. Второй способ применяют в случаях, когда государством не выделяются субсидии на компенсацию разницы между оптовой стоимостью и ценой реализации. Здесь расчет производится без учета .
  3. Если товар не был реализован в течение налогового периода, расценка на полученные полезные ископаемые определяется на основании расчетов. При отсутствии продаж, назвать реальную цену сложно. Чтобы полученная цифра была предельно приближена к фактической, следует учесть расходы на добычу ресурсов. Среди прочих затрат сюда включается оплата труда и дальнейших исследований, обслуживание рабочего оборудования.

Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.

Порядок начисления НДПИ в 2016 году

Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.

При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:

  • объем налоговой базы, выраженный в количестве полученного вещества;
  • налоговой ставки, которая скорректирована с учетом коэффициента, отражающего динамику расценок на нефть в мире.

Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.

Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.

В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.

В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.

Какое еще использование недр предусмотрено законодательством

Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.

  1. Геологические исследования. Проводятся как в местном, так и в широком масштабе. Во время таких исследований оценивается наличие полезных ископаемых и прочие процедуры. Добыча минеральных ресурсов при этом не производится.
  2. Сбор коллекционных предметов. Сюда входят имеющие ценность палеонтологические и другие находки.
  3. Постройка не относящихся к разработке недр объектов и их последующий ввод в эксплуатацию.
  4. Обновление важных геополитических объектов.
  5. Поиск и извлечение полезных ископаемых.

Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.

Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.

Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.

Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.

Как распределяются налоговые выплаты

Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.

Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.

При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.

При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.

Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.

Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.

43 Налог на добычу полезных ископаемых

Платежи, осуществляемые по ресурсам, являются важной частью любой налоговой системы . Вот почему плата за НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) занимает одно из главных мест в экономике , собственно, и прибыль от такого налога получается немалая.

По форме платежи различаются на:

  • целевые;
  • косвенные;
  • непосредственно прямые платежи.

Оплачивают такой налог предприниматели, занимающиеся непосредственно добычей ПИ. Каждый предприниматель, вне зависимости от того, какое именно ископаемое он добывает, вычисляет налог самостоятельно.

Плательщики и объект налогообложения

Как уже было сказано ранее, такой налог оплачивают ИП, которые имеют лицензию и занимаются добычей ископаемых, к которым относятся уголь , нефть , металлы и так далее.

Такие ИП обязательно встают на учет в налоговую и в дальнейшем облагаются налогом как плательщики НДПИ. После того как ИП получает лицензию на соответствующие работы, он обязан в течение месяца встать на учет в налоговый орган, расположенный по месту .

Ели же говорить об объектах налогообложения, то ими, согласно ст. 336 , являются:

  • те ископаемые, которые были получены ИП за пределами Российское Федерации;
  • те ПИ, которые были получены из потерь добывающего производства, если они имеют лицензию;
  • те ископаемые, которые были получены ИП непосредственно на территории страны.

Однако так же в статье указаны и те объекты, которые не облагаются налогом. Это:

  1. ПИ, которые были получены из собственных отходов ИП.
  2. ПИ, полученные при ремонте, использовании либо образовании геологических объектов, относящихся к культурному наследию страны.
  3. Коллекционные материалы.
  4. ПИ, не относящиеся к государственным и используемые ИП исключительно для личного пользования.

Налоговые ставки на 2020 год

В 2020 году действительны следующие виды ставок :

  1. Ставки для льготников , составляющие 0% (и, соответственно, 0 рублей). Подходят под определенный ПИ.
  2. Адвалорные ставки , исчисляемые в процентах. Характеризуются стоимостью добытого ПИ.
  3. Ставки специфического типа (исчисляются за тонну и в рублях). Характеризуются количеством добытого ПИ.

Если говорить о льготной ставке , то таковая применима к следующему виду добычи:

  • к ПИ в части понесенных нормативных потерь, оговоренных в статье 336;
  • в отношении попутного газа;
  • к ПИ, которые ранее были списаны либо считаются некондицией, и потому не облагаются налогом;
  • к подземным водам, которые содержат ПИ;
  • к минеральным водам, которые используются ИП исключительно в лечебных целях без права на реализацию, то есть не продаются;
  • к подземным водам, которые не реализуются, а используются ИП в сельском хозяйстве (к примеру, для полива растений);
  • к ПИ, которые были добыты во вмещающих и вскрышных породах.

Особенности налогообложения

Следует учесть, что некоторые виды ископаемых облагаются по особенной системе. Для их расчета выведены специальные формулы.

Непосредственное определение налоговой базы , исходя из того, какое именно количество ресурсов было добыто, происходит по следующим ПИ:

  • металлы драгоценного типа;
  • уголь;
  • нефть.

Причем пять лет назад правительство РФ решило, что налоговая база в отношении газового конденсата будет определяться исключительно по количеству.

Вне зависимости от того, какой именно вид ПИ добывает предприниматель, он должен высчитывать налоговую базу по нему самостоятельно . То же самое касается и ресурсов, которые были извлечены ИП вместе с основными. При этом вес и объем ПИ можно вычислить двумя способами, указанными ниже.

Если говорить о прямом способе , то он подразумевает использование специально предназначенных для этого приборов. Благодаря таким приборам и можно вычислить характеристики ресурсов.

Если же прямой метод не действенен, то используют косвенный . В связи с этим ИП должен высчитать налоговую базу на основании тех показателей, которые свидетельствуют о содержании добытых ПИ по отношению к той сырьевой массе, которая была добыта.

И первый, и второй способ определения должны быть указаны в учетной политике ИП. Что же до учета методики, то она будет осуществляться на протяжении всего того времени, пока ИП добывает полезные ископаемые. Откорректировать методику можно лишь в том случае, если будут внесены какие-либо поправки относительно разработки месторождений, которые имеют прямое отношение к добываемым ПИ.

Если же говорить о технических условиях, то поправки, как правило, вносятся в результате изменения процесса добычи.

Для некоторых ископаемых, перечисленных выше, необходимо знать налоговую базу. Но что же это такое? Это сумма стоимости добытых ПИ. Вычислить ее можно одним из следующих способов :

  • по имеющейся расчетной стоимости;
  • благодаря рыночным ценам без льгот по компенсации разницы между расчетной и оптовой ценой;
  • на основании того, какие цены на ПИ в настоящее время на мировом рынке.

Нефть

Налогом облагаются следующие разновидности данного сырья:

  • стабилизированная нефть;
  • сырье без соли;
  • сырье без воды.

При этом для вычисления налога его ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику роста цен на сырье во всем мире (Кц) . Из полученного показателя вычитается показатель Дм , который характеризует способ добычи сырья.

Для вычисления налога ставка умножается на коэффициент, который характеризует динамику цен во всем мире на нефть.

В итоге из того числа, которое получается, вычитают Дм, который характеризуется особенностью того, как именно добывается сырье

Кндпи * Кц * (1 — Кв * Кз * Кд * Кдв*х Ккан), где

Кндпи равен 559 рублям, все остальные коэффициенты можно найти в статье 342 Налогового кодекса РФ.

Именно по такой формуле и вычисляется конечный результат.

Газ

В случае с газом ставка также твердая и умножается она на базовое число Еут и на коэффициент, который характеризует, насколько сложно было добыть газ (Кс) .

Кроме того ставка, которая устанавливается для газового конденсата, умножается еще и на корректирующее число, которое обозначается как Ккм .

Если речь идет о налоговой ставке, касающейся природного газа, то здесь произведение Кс, Еут и базовой ставки суммируется с тем показателем, который характеризует расходы, которые были потрачены на транспортировку ПИ.

Определение объекта налогообложения при расчете НДПИ представлено ниже.

Уголь

В случае с углем ставка также рассчитывающаяся за тонну в зависимости от того, какой вид угля имеется ввиду (бурый, антрацит и т.д.).

Однако при необходимости ставки могут корректироваться на:

  • коэффициенты, которые по каждому виду ПИ устанавливаются отдельно, на каждый последующий квартал ежеквартально;
  • те коэффициенты, которые учитывались при расчете ранее.

Такие коэффициенты публикуются официально.

Драгоценные металлы

Если речь идет о такого типа металлах, то налог по ним определяется благодаря данным обязательного учета при добыче, регламентируемого законом РФ. Учет таких металлов осуществляется в соответствии с №41-ФЗ и Постановлением 371 .

Наименование ПИ Действующая ставка, исчисляемая в процентах
Соли К 3,8
Руды фосфоритового, апатитового, апатито-нефелинового типа; сланцы; торф. 4
Руды тех металлов, которые относятся к черным. 4,8
Сырье, получаемое из радиоактивных металлов; бокситы, нефелины; воды, протекающие под землей, термального и промышленного типа; соли NaCl и природного типа; сырье неметаллического типа, в большинстве случаев эксплуатируемое в строительстве; неметаллическое сырье горно-химического типа. 5,5
Концентраты, которые содержат в себе золото; породы битуминозного типа; неметаллическое горнорудное сырье. 6
Концентраты, в состав которых входят драгоценные металлы (сюда не входит золото); металлы драгоценного типа, которые относятся к комплексной руде; камнесамоцветное и кварцевое сырье. 6,5
Лечебные грязи либо минеральные воды. 7,5
Алмазы, обнаруженные в природе, а так же другие каменья, относящиеся к дорогостоящим; комплексные руды многокомпонентного типа; металлы, редко встречающиеся на территории страны. 10