Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень). Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень) Государственный финансовый контроль кратко

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

    проводят проверки, ревизии и обследования;

    направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

    направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

    осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

    проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

    ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

    обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

    санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

    запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

    при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

    проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

    выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

    направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

    осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

    обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера - ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Выделяют два вида аудита:

  • 1) внешний
  • 2) внутрифирменный.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежать штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в заключение торговых сделок и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, принципиально новая форма организации финансового контроля.

В развитых странах независимое аудиторство является ведущей формой внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

При проведении финансового контроля в современных условиях все в большей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и нормативы.

1. Сущность финансового контроля.

1.1. Понятие о финансовом контроле, его роли и значении в системе управления.

Контроль можно охарактеризовать как одну из функций управления, представляющую собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений неблагоприятных ситуаций.

В реальной действительности нет контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и формы: административный, хозяйственный, технический, хозяйственный, финансовый, экономический, экологический и др.

Финансовый контроль в то же время является важнейшей функцией государственного управления. Его назначение — содействовать успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов. Финансовый контроль имеет определенную специфику практики применения и целевую направленность, которые отличают его от других видов контроля.

Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансового механизма.

Финансовый контроль правомерно рассматривать как межотраслевую многофункциональную дисциплину.

Таким образом, под финансовым контролем следует понимать многоаспектную систему наблюдения наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов, являющихся субъектами финансового контроля, за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета.

В качестве объекта финансового контроля выступают денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов по уровням и звеньям народного хозяйства страны и регионов.

Финансовый контроль можно также представить в виде совокупности действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации.

Изменения социально-экономических и политических условий России привели к образованию органов государственного бюджетно-финансового контроля нового типа — счетных или контрольно-счетных палат, призванных стать центральным звеном системы ГФК. С 1995 года существует Счетная палата РФ, образованы счетные палаты в большинстве субъектов РФ, появились они и в наиболее крупных муниципальных структурах. С самого начала этого процесса, с 1994 года, счетные палаты испытывали нужду в обмене опытом и информацией, взаимной поддержке, помощи в поисках правильных решений, так как никаких аналогов счетным палатам раньше в России не существовало. При этом отсутствие общей концепции организации и функционирования этих органов, закрепленной в нормативном порядке, привело к большому разнообразию в принципах образования, юридическом статусе, функциях, задачах и полномочиях региональных счетных палат.

Неопределенность их статуса и роли во внешней среде создает трудности во внутренней организации. Характерно, что большинство счетных палат испытывает трудности с принятием регламента и др. внутренних документов.

Особенностью формирования российских счетных палат является то, что в его основе лежит законодательство субъектов РФ, что повлекло за собой значительное многообразие порядка их формирования и функционирования.

Юридическая конструкция счетных палат была воспринята в России из опыта организации финансового контроля промышленно развитых стран. В наиболее концентрированном виде их подходы сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на 9 Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами.

Положения Лимской декларации базируются на нескольких принципиальных предпосылках:

1. Общепризнанно, что соответствующее установленным правовым нормам и рациональное использование гос. средств является важным условием для рационального управления гос. финансами и для эффективности принятых соответствующими учреждениями решений.

2. Для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо создавать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в — законодательном порядке.

Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах РФ рекомендуется создавать высшие гос-территориальные органы финансового контроля. Международный опыт показывает, что наличие такого органа особенно необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки финансовых действий.

В Лимской декларации подчеркивается, что специфические цели финансового контроля: обеспечение законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов; стремление наладить действенное управление экономикой; соответствующая установленным нормам административная деятельность и информирование как государственных инстанций, так и общественности путем опубликования объективных сообщений.

В Декларации речь идет не о разработке новых направлений контроля, а о систематизации общепринятых основных принципов внешнего контроля за государственными финансами. Особо подчеркивается необходимость закрепления в законодательном порядке институциональной, функциональной и организационной независимости органов финансового контроля, так как только такая независимость обеспечивает законность, объективность и системность контроля. А так как налогоплательщик имеет право знать, как расходуются его деньги, важнейшим принципом работы контрольных органов является гласность, разумеется, с учетом требования защиты конфиденциальной информации.

Бюджетно-финансовый контроль России находится в процессе становления. Основополагающими особенностями политико-экономической системы российского общества являются:

1. переустройство политической системы общества на основе принципа разделения властей с разграничением компетенции законодательных и исполнительных органов власти, в том числе в сфере бюджетно-финансового контроля;

2. построение взаимоотношений между центральными органами власти РФ и регионами на принципах федерализма, в том числе бюджетного, с соответствующим разделением финансовых и материальных ресурсов и компетенции контроля над ними;

3. коренное преобразование отношений собственности и переход от непосредственного госуправления к опосредованному госрегулированию экономических процессов, что требует укрепления функции гос. фин. контроля и его диверсификации.

В настоящее время целостная система бюджетно-финансового контроля в субъектах РФ еще не сложилась, но основные её элементы уже имеются, пока действуют разрозненно, слаба законодательная база их деятельности. В целом финансовая система, как на федеральном, так и на региональном уровнях охвачена финансовым контролем далеко не полностью.

2.Виды финансовых органов.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль
способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств финансового контроля. Аудиторство — новое в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы — это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

При проведении финансового контроля в современных условиях все в большей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и нормативы.

3. Органы государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Решающее значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96г. В соответствии с этим Указом объектами контроля являются:

    исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

    организация денежного обращения;

    использование кредитных ресурсов;

    состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

    предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

    Счетная палата РФ;

    Центральный банк РФ;

    Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

    Министерство РФ по налогам и сборам;

    Государственный таможенный комитет РФ;

    контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

    иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство финансов РФ согласно Положению, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 6.03.98г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе министерства создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:

1. проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

2. контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

3. проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

4. организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В связи с выполнением перечисленных контрольных функций Министерство финансов РФ наделено следующими правами:

    ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

    взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

С 1 февраля 2002 года работает Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), образованный при Министерстве финансов в соответствии с Федеральным законом № 115 от 7 августа 2002 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» так же действующим с 1 февраля 2002 года. КФМ является федеральным органом исполнительной власти. Его основными задачами являются:

— сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих контролю;

— выявление операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

— взаимодействие с правоохранительными органами, Центробанком России;

— обобщение и анализ результатов деятельности федеральных органов государственной власти и Центробанка в сфере легализации вышеуказанных доходов;

— создание единой информационной системы и федеральной базы данных в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного контроля, подотчетным Федеральному Собранию (ФС) РФ. Она создана для усиления контроля со стороны ФС РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой на шесть лет. Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя ее председателя. Конкретные участки работы палаты ведут аудиторы Счетной палаты. Это – должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Шесть аудиторов назначаются на шесть лет Госдумой, еще шесть – Советом Федерации. Аппарат Счетной палаты представлен инспекторами и иными штатными сотрудниками, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11.01.95г. ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи:

1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

6. контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

7. регулярное представление палатам ФС РФ информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Виды деятельности Счетной палаты РФ:

    контрольно-ревизионная (организация проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подготовка и представление в Совет Федерации и Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);

    экспертно-аналитическая (экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ, подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ);

    информационная и др.

Счетная палата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата РФ должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), подчиняясь Президенту РФ и Правительству РФ, выполняет следующие главные задачи:

1. выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

2. взимание налогов и сборов;

3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

4. осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;

5. контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Функции МНС:

    проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

    производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

    осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

    анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

МНС имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня. В соответствии со ст. 18 Положения о министерстве эти структуры реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

    осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

    обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

    контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

    передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

    предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;

    приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП) также является субъектом государственного контроля. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности государства. Образованы Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93г. (в ред. от 17.12.95г.).

Основные задачи этих органов:

1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

2. обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;

3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Система федеральных органов налоговой полиции обладает рядом особенностей в построении и организации деятельности. ФСНП возглавляется директором, осуществляющим общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами. Территориальными органами являются органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и округам. Местными органами налоговой полиции являются органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений отделов ФСНП.

Законодательство определило следующие права органов налоговой полиции:

    проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

    пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставляемыми законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

    приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях на срок до 1 месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

    беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и обследовать их;

    требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о налогах;

    налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов и др.

Банковский контроль является важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Существует несколько главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

ЦБ РФ вправе применять к кредитным организациям, нарушившим банковское законодательство, следующие меры воздействия:

    взыскивать денежный штраф;

    повышать нормы обязательных резервов в случае нарушения банками установленных обязательных экономических нормативов;

    отзывать лицензии на совершение банковских операций;

    назначать временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-фз «О счетной палате Российской Федерации;

3. Указ Президента Российской Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;

6. Финансы: Курс лекций./ Миляков Н.В. – М.: ИНФРА-М, 2002;

7. Финансы: учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2000;

8. Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. — М.: Юристъ, 1998.

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты.

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В соответствие с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органами власти страны. Важное место в управление занимают Президент РФ и Правительство РФ.

Президент РФ - глава государства. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно - правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

В области управления финансами он осуществляет следующие функции:

1. вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово - бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы;

2. обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;

3. использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных Президентом РФ. и др.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции:

1. разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Гос. Думе отчет об исполнении государственного бюджета;

2. обеспечивает проведение в РФ единой кредитной, денежной и финансовой политики;

3. организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.

Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ - звенья единой системы государственного управления финансами России.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ -- это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату".

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

3. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

4. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

5. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (См. рис. 3).

Рис. 3

Основными задачами являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

1. Разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

2. Разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

3. Разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

4. Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

5. Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и др.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:

1. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства;

2. Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

4. Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

На федеральные органы налоговой полиции возложены следующие задачи:

1. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

2. Защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

3. Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;

2. Обеспечение единства таможенной территории РФ;

3. Организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;

4. Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Итак, повышение качества и оперативности финансового контроля - это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.

Представительные (законодательные) органы государственной власти.

Принцип разделения властей придает контролю за фи­нансовой деятельностью органов исполнительной власти со сто­роны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции РФ, в конституци­ях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль (область бюджетной системы) в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает от­чет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством (ст. 114 Конституции РФ), а также отчеты об исполнении бюджетов внебюджетных государственных соци­альных фондов. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (ст. 101 Конституции РФ). Особая роль среди них при­надлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы прово­дится также в процессе слушаний вопросов о финансах страны на их заседаниях.

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федера­ции и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом сре­ди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются Федераль­ным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российс­кой Федерации». Счетная палата РФ наделена широкими пол­номочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового кон­троля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обла­дает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 указанного Закона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осу­ществляемых и уже произведенных государственных расходов. Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность. В Законе особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием госу­дарственного внутреннего и внешнего долга Российской Феде­рации и за использованием кредитных ресурсов. Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, других банков в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью Центрального банка РФ по обслу­живанию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19).



Закон определяет круг субъектов, на которые распространя­ются контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

а) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, органы управления федеральными внебюджетны­ми фондами;

б) органы местного самоуправления, предприятия, организа­ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они по­лучают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо уп­равляют ею, а также имеют предоставленные федеральным за­конодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея­тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле­нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодатель­ством или федеральными органами государственной власти на­логовых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12).

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на федеральные органы и организации, но также и на органы субъектов РФ и местного самоуправления, негосударствен­ные организации, если их деятельность связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федераль­ной собственностью.



Счетная палата имеет право давать администрации проверя­емых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол­нении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согла­сованию с Государственной Думой принять решение о приоста­новлении всех видов финансовых, платежных и расчетных опера­ций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимо­действует с другими контрольными органами Российской Феде­рации (ст. 22 указанного Закона). Деятельность Счетной палаты основана на принципе гласности. Она должна регулярно предо­ставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране, хотя впрямую такого определения в законодательстве не дано. При создании Счет­ной палаты РФ был использован зарубежный опыт. Он обоб­щен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъек­тов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. На уровне субъектов Федерации их представительные органы вла­сти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т. п.) как органы постоянно действующего государственного финансо­вого контроля. Представительные органы местного самоуправле­ния также образуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской Федераций. При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодей­ствует с другими структурными подразделениями Администра­ции Президента, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ­ными федеральными службами и другими федеральными орга­нами исполнительной власти. Это орган широкой сферы конт­рольной деятельности, финансовый контроль является его со­ставной частью.

Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устране­нии выявленных нарушений руководителям федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмот­рены безотлагательно. Не позднее, чем в месячный срок, долж­ны быть приняты меры по устранению нарушений. Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководи­телям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответ­ственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц.

В целях повышения эффективности деятельности федераль­ных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Рос­сийской Федерации в федеральном округе» определены меры и по совершенствованию президентского контроля. В связи с этим создано семь федеральных округов. К числу основных за­дач, возложенных на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, отнесена организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти в округе, что относится и к сфере финансов. При этом полномочный представитель наделен правом организовывать в пределах своей компетенции проверки использования в округе средств федерального бюджета.

Органы исполнительной государственной власти общей компе­тенции - Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуще­ствляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации на основании Конституции России (ст. 114) и Феде­рального конституционного закона «О Правительстве Россий­ской Федерации» контролирует составление и исполнение фе­дерального бюджета, проведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит ру­ководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, служб, агентств и других подотчет­ных ему органов, включая органы федеральной службы финан­совой сферы.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федераль­ному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о при­остановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ при­нимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регу­лирующие порядок этой деятельности (например, Положение о Министерстве финансов РФ, Положение о федеральном казна­чействе РФ и др., где закреплены функции по финансовому контролю). Правительство вправе образовывать также свои ко­миссии и другие органы с контрольными функциями.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы ис­полнительной власти, подведомственные Министерству финан­сов РФ (федеральные службы - налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторин­гу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможен­ная служба (в структуре Министерства экономического разви­тия и торговли РФ) и Федеральная служба по финансовым рын­кам, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

В рамках своей компетенции они проводят контроль за це­левым использованием федерального бюджета и средств госу­дарственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с государственным внутренним и вне­шним долгом; за формированием и сохранностью Государствен­ного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль; контроль за ис­пользованием и хранением драгоценных металлов и драгоцен­ных камней организациями и совершением сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и др. Федеральная таможенная служба осуществляет контроль в сфере налогообложения при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ, а также предусмотренный ТК РФ валют­ный контроль. Федеральная служба по финансовому рынку на­делена функциями по контролю и надзору в сфере обращения ценных бумаг, по контролю деятельности бирж, формирования и инвестирования средств пенсионного накопления.

На основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. организованы контрольно-ревизионные управления Мин­фина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной задачей деятельности этих органов является осуществление пос­ледующего контроля за своевременным, целевым и рациональ­ным использованием и сохранностью федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов мест­ного самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возме­щением расходов) поступления и расходования средств соответ­ствующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от иму­щества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ впра­ве принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих на­рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодатель­ством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыс­кании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодатель­ства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани­тельные органы.

В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка­чеством проведения аудиторами и аудиторскими организация­ми аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином России вопросы об аннулировании лицензий на осуществление ауди­торской деятельности.

Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осу­ществляют финансовый контроль в процессе организации ис­полнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюд­жетными средствами. Такой порядок распространяется на бюд­жеты всех уровней (ст. 215, 267 БК РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназ­начена для осуществления функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валютного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и над­зор: за использованием средств федерального бюджета, государ­ственных внебюджетных фондов, а также материальных ценно­стей, находящихся в федеральной собственности; за исполне­нием законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за со­блюдением валютного законодательства РФ и др.

Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г., что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием офици­ально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, получен­ных преступным путем. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предусматривалось создание правового механизма и специально уполномоченного государ­ственного органа, призванных противодействовать этим явле­ниям, негативно влияющим на экономику страны, на реализа­цию прав и законных интересов граждан, общества и государ­ства. Таким органом и является Федеральная служба по финансовому мониторингу. Закон требует:

а) усиления внутрен­него контроля, проводимого самими организациями, осуществ­ляющими операции с денежными средствами или иным имуще­ством;

б) обязательного контроля со стороны уполномоченного органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6 Закона).

К основным задачам названного уполномоченного органа отне­сены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с де­нежными средствами или иным имуществом, подлежащих кон­тролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы и др.

Закон не предусматривает полномочий этого органа по при­менению каких-либо мер принудительного воздействия при вы­явлении в ходе мониторинга правонарушений. Их применение на основе представленной информации относится к компетен­ции правоохранительных органов.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положе­ниях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе - право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность оз­накомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Налоговые органы действуют как система специализирован­ных органов финансового контроля, деятельность которых на­правлена на обеспечение единой системы контроля за соблюде­нием российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях - во внебюджетные фонды. Кроме того, они осуществляют валютный контроль в рамках своей компетенции.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воз­действия к нарушителям налогового законодательства. НК РФ (гл. 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкре­тизировав их содержание, а также порядок применения.

Банки (кредитные организации). Их функции в области финан­сового контроля в современный период существенно измени­лись. Это обусловлено изменением принципов регулирования экономики и связанной с ним перестройкой банковской систе­мы, образованием коммерческих банков, основанных на разных формах собственности. В результате функции банков по контро­лю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки, являясь государ­ственными, были наделены властными полномочиями. Однако на основе действующего законодательства банки (кредитные организации) уполномочены выполнять функции государствен­ного контроля: контролируют соблюдение предприятиями, орга­низациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства, уполномоченные банки являются агентами государственного валютного контроля.

В других отношениях банки осуществляют контроль на граждан­ско-правовой основе как сторона в договоре.

Отличается особенностями контроль, осуществляемый Цен­тральным банком Российской Федерации, в силу специфики сво­его правового положения являющимся органом государствен­ного регулирования денежно-кредитных валютных отношений. На него возложен надзор за деятельностью коммерческих бан­ков и других кредитных организаций. При этом он вправе при­менить к банкам, нарушающим законодательство и установлен­ные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. Центральный банк РФ осуществ­ляет также контроль за соблюдением законодательства о валют­ном регулировании и денежном обращении.

Помимо рассмотренного надведомственного (внешнего) контроля проводится ведомственный (внутриведомственный) фи­нансовый контроль, т. е. контроль министерств, ведомств, дру­гих органов исполнительной власти за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федера­ции» обращено особое внимание контрольно-ревизионных под­разделений органов исполнительной власти, как и других орга­нов государственного финансового контроля, на проверку по­ступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный (внутренний) финансовый контроль, т. е. контроль, осу­ществляемый на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структур­ными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной дея­тельности. Важную роль и наиболее широкие функции внут­рихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтер­ская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. «О бух­галтерском учете», одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обес­печение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществ­лении организацией хозяйственных операций и их целесообразнос­тью, использованием материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и предста­вительства иностранных организаций, если иное не предусмот­рено международными договорами РФ. Граждане, осуществля­ющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответствен­ность за организацию бухгалтерского учета в организациях не­сут их руководители.

Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ве­дение бухгалтерского учета, своевременное представление пол­ной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законо­дательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера счи­таются недействительными и не должны приниматься к испол­нению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтер ром по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения ру­ководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственно­сти за последствия осуществления таких операций.