Правовой статус страховой организации (страховой компании): магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Страховому праву. Правовое положение страховщиков Правовое положение страховых организаций

Определение страховщика содержится в ГК РФ и в Законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В соответствии со ст. 938 ГК РФ страховщиками являются юридические лица, заключающие договоры страхования и имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Согласно п. 2 ст. 969 ГК РФ страховщиками именуются государственные организации (обязательное государственное страхование). "Иные государственные организации" осуществляют страхование без договора (п. 2 ст. 969 ГК РФ).

Однако в ст. 6 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" законодатель говорит о любой организационно-правовой форме для страховщика, но другие нормы данного Закона существенно ограничивают набор организационно-правовых форм юридических лиц, в которых может осуществляться страховая деятельность. Таким образом, в ГК РФ понимание страховщика более широкое, чем в указанном Законе, и, очевидно, в отношении государственного страхования следует руководствоваться этим более широким пониманием. С другой стороны, для страховщика страхование является предпринимательской деятельностью, так как подпадает под ее определение, содержащееся в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Поэтому страховщики должны признаваться коммерческими организациями и, следовательно, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных п. 2 ст. 50 ГК РФ.

К страховщикам относятся:

1) страховые организации (п. 1 ст. 927 и ст. 938 ГК РФ);

2) общества взаимного страхования (п. 5 ст. 968 ГК РФ).

Не стоит применять термин "страховая компания" в смысле "страховое общество", так как последнее ассоциируется с акционерным страховым обществом, а понятие "страховая компания" и понятие "акционерное страховое общество" соотносятся как философские категории формы и содержания - последнее выступает одной из форм первого. Не следует употреблять термин "предприятие" для обозначения страховой компании, так как это лишь форма организации. В современной юридической терминологии западных стран предприятие является хозяйственно-организационным единством, которое в каждом отдельном случае намного индивидуальнее, чем определенная форма компании. В зарубежном страховании в качестве общепринятого понятия употребляется в настоящее время дефиниция "страховая компания".

Страховые компании наряду с Госстрахом появились в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века и создавались в форме кооперативов. Законодательное закрепление и регулирование деятельности страховых компаний появилось в 1992 г. в Законе РФ "О страховании". В настоящее время правовое положение, правовой статус страховых компаний определяются на уровне государственного регулирования нормами ГК РФ и Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

ГК РФ обладает приоритетным значением при регулировании правового статуса российских страховых компаний, которое практически выражается в том, что при противоречии норм права, содержащихся в любом другом нормативном акте, положениям ГК РФ должны применяться нормы ГК РФ. Ряд проблем в этом плане был разрешен благодаря Постановлению Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах", а также распоряжению Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 1361-р о принятии Концепции развития страхования в Российской Федерации.

В российском законодательстве зафиксирована юридическая правоспособность страховой компании, тесно связанная с гражданско-правовой ответственностью. ГК РФ в ст. 49 определил юридическую правоспособность страховой компании, которая ведет уставную деятельность.

Основные признаки, свойственные страховой компании как юридическому лицу:

1. Технико-организационное единство, которое обеспечивает действие коллектива лиц как единого целого, формирование единой воли, что выражается в уставе страховой компании, договоре, законе, административном акте.

2. Самостоятельная имущественная ответственность, так как страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельно действующего объекта и отвечает по своим обязательствам своими страховыми ресурсами. При этом экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на базе перестрахования и сострахования.

3. Наличие названия страховой компании как собственного наименования, отличного от наименования других объектов прав и необходимого для идентификации ее в гражданском обороте.

Помните, что "Правовой статус страховой организации (страховой компании)" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

Ст.6 ФЗ определяет, что страховщиками признаются российские юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.

Закон о страховании устанавливает признаки (условия), которые определяют статус страховщика (страховой организации) как профессионального участника страхового рынка:

1) Страховщиком может быть только юридическое лицо.

2) Для страховщика характерна специальная правоспособность – его создание для осуществления страховой деятельности. И прямой запрет занимать производственной, торгово-посреднической или банковской деятельностью.

При этом, страховая деятельность должна восприниматься не только как деятельность по страховой защите имущественных интересов субъектов страховых правоотношений, но и как деятельность по формированию, развитию и приумножению денежных (страховых) фондов, за счет которых производятся выплата страховых возмещений при наступлении страховых случаев. Основание п.4 ст.26 ФЗ - страховщика дано право инвестировать или иным образом размещать средства страховых резервов. (выдавать ссуды страхователям по договорам личного страхования, заключенного на срок не менее 5 лет, в пределах сформированных резервов).

3) Создание страховой организации в предусмотренной Законом организационно-правовой форме. Однако, п.2 ст.32 ФЗ, определяет перечень документов, предоставляемых для принятия решения о выдаче лицензии, на основании которого соискатель должен предоставить документ подтверждающий оплату уставного капитала в полном размере.

Следовательно, при создании страховых организаций могут быть использованы только те организационно-правовые формы юридических лиц, в которых предполагается консолидация имущества их участников (учредителей) в виде уставного капитала:

Общество с дополнительной ответственностью



Страховщик не может создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов (не предусматривают формирование УК), унитарных предприятий (создается государством для осуществления

предпринимательской деятельности, но предусматривает формирование уставного фонда, а не капитала).

4) Минимальный размер уставного капитала страховых организаций на день подачи соискателем документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности зависит от видов предполагаемой деятельности и определяется п.3 ст.25 ФЗ

30 миллионов руб - для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования а также страхования имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков.

60 млн. руб - для осуществления страхования жизни либо для осуществления совместного страхования жизни и страхования от несчастных случаев, болезней и медицинского страхования.

120 млн. руб – для осуществления перестрахования а также страхования в сочетании с перестрахованием.

5) Уставный капитал должен быть сформирован за счет денежных средств. Оплаченный уставный капитал, наравне со страховыми резервами и системой перестрахования, является основой финансовой устойчивости страховщиков.

6) Уставный капитал должен быть полностью оплачен на момент выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности.

7) Страховщик должен иметь разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности.

Деятельность страховщиков не является закрытой. Они обязаны публиковать годовые бухгалтерские отчеты после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. Ст.29 ФЗ.

С другой стороны, страховщики в праве иметь коммерческую тайну и принимать меры по ее охране. Определение перечня сведений составляющих коммерческую тайну, круг лиц, имеющих к ним доступ, осуществляется путем принятия внутреннего нормативного акта.

2 форма Общества взаимного страхования также являются формой организации страхового бизнеса, и представляет собой страховую организацию, созданную гражданами и юридическими лицами на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств для страхования своего имущества и иных имущественных интересов (п. 1 ст. 968 ГК и ст. 7 ФЗ).

Особенности страхования в рамках ОВС:

1) общества взаимного страхования создаются для страхового обслуживания своих членов.

2) замкнутый характер страхования - в качестве страхователей могут выступать только его участники;

3) взаимность страхования в рамках общества заключается, в том, что,

Во-первых, страховой фонд общества создается путем объединения средств членов (участников) этого общества. Порядок формирования страховых резервов общества определяется его учредительными документами или установленными им правилами страхования.

Во-вторых, страховые резервы общества используются на страховые выплаты этим же членам.

4) общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями. (П. 2 ст. 968 ГК) Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Т.е. организационно-правовой формой общества взаимного страхования является потребительский кооператив.

Некоммерческие ОВС могут осуществлять страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов без оформления договора страхования, т.е. непосредственно на основании членства и Правил страхования.

Коммерческие ОВС могут страховать интересы лиц, не являющихся членами общества. Такое ОВС должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности соответствующего вида, причем страхование интересов лиц, не являющихся членами ОВС, должно осуществляться только на основе договора страхования.

3 форма Еще одной формой организации страховых отношений является создание Страховых пулов .

Страховой пул представляет собой объединение страховщиков, действующих на основании соглашения, которое предполагает принятие его участниками риска на одинаковых либо оригинальных условиях и несение ими солидарной ответственности по страховым выплатам. Создается на основе договора о совместной деятельности, т.е. не является юридическим лицом.

Страховые пулы широко представлены во всех странах с развитой системой страхования. Их создание преследует следующие цели :

Преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков;

Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций;

Гарантии страховых выплат клиентам;

Обеспечение возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых не под силу самым крупным страховым компаниям.

Страховые пулы бывают двух типов: они могут действовать на принципах сострахования и перестрахования.

Участники страхового пула должны уведомит ФССН о намерении осуществлять деятельность по страхованию на основе соглашения о создании и деятельности страхового пула. (регулируется Письмом Росстрахнадзора «О деятельности страховых пулов»).

Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты – п.1 ст.8 Фз – это постоянно проживающие на территории РФ физические лица или российские юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Он занимается продажей страховых продуктов, инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов).

Основная функция страхового агента - продажа страховых продуктов. Деятельность страховых агентов в России не нуждается в лицензировании, к ней не применяются какие-либо квалификационные требования.

Отношения СК и страховым агентом оформляются договором поручения или агентским договором.

Страховые агенты могут подразделяться в зависимости от своих функций и характера представительства своей страховой компании на:

1) прямые страховые агенты – это агенты, состоящие в штате страховой компании, продающие страховые полисы от имени этой компании (заключающие договоры страхования от имени страховщика) и имеющие кроме комиссионного вознаграждения постоянную оплату труда;

2) мономандатные страховые агенты - агенты, не являющиеся штатными работниками страховой компании, работающие с ней на основе специального контракта (соглашения) и оплачиваемые путем комиссионного вознаграждения, размер которого зависит от количества проданных страховых полисов (заключенных договоров) и суммы полученных по ним страховых премий;

3) многомандатные страховые агенты - агенты, которые работают с несколькими страховыми компаниями. Как правило, такие агенты специализируются на определенном виде страхования.

4) генеральные агенты – это страховые агенты, которые имеют более высокий правовой статус по сравнению с вышеперечисленными. Они не только заключают договоры страхования от имени своих страховых компаний, но и решают следующие задачи:

Завоевание клиента;

Управление клиентом (т.е. формирование страховых Запросов клиента на основе постоянного контакта с ним),

Управление страховыми рисками.

Страховые брокеры п.2ст.8 ФЗ – российскиеюридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования, а также с исполнением указанных договоров.

Страховые брокеры - юридические лица могут вести свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством.

Никакими иными видами деятельности, в том числе посредническими, кроме страховой посреднической деятельности, страховые брокеры заниматься не могут.

Закон об организации страхового дела предусматривает два направления брокерской деятельности:

1) представительство страхователя в отношениях со страховщиком – действует от имени страховщика на основании договора поручения или агентского договора;

2) посредническая деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) от своего имени – на основании возмездного агентского договора.

Объединения субъектов страхового дела. Закона об организации страхового дела фирменное наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать организационно-правовую форму а также слова указывающие на осуществляемый вид деятельности: страхование перестрахование взаимное страхование страховой брокер или производные от таких слов и словосочетаний. Юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование повторяющее частично или в целом наименование другого субъекта страхового дела....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 4. Правовое положение страховых организаций

1. Создание страховых организаций.

2. Лицензирование деятельности страховых организаций.

3. Объединения субъектов страхового дела.

4. Прекращение деятельности страховых организаций.

1. Создание страховых организаций

Создание страховых организаций включает в себя три этапа: учреждение, государственную регистрацию, получение лицензии.

Учреждение страховых организаций . Поскольку страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, то порядок, условия создания и учредительные документы страховых организаций напрямую зависят от той организационно-правовой формы, в которой она создаётся. Однако, по общему правилу, устав страховой организации должен содержать указание на то, что организация должна заниматься именно страховой деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела, фирменное наименование субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать организационно-правовую форму, а также слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер» или производные от таких слов и словосочетаний. Юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование, повторяющее частично или в целом наименование другого субъекта страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Уставный капитал (п. 3 ст. 25 Закона об организации страхового дела).

Уставный капитал должен быть не ниже установленного Законом минимального размера уставного капитала, который определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

1 – при страховании рисков, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);

1 – при страховании рисков, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование) и имущественным страхованием.

2 – при страховании рисков, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2 – при страховании жизни и страховании от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;

4 – при осуществлении перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставной капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

В 2005 году совокупный уставной капитал страховщиков России составил 143,1 млрд. руб 1 .

Существует запрет на осуществление определённых видов страхования страховщиками, созданными с участием иностранного капитала (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела) 2 . Согласно этому закону им запрещается осуществлять:

Страхование интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

Обязательное страхование;

Обязательное государственное страхование;

Имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд;

Страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Государственная регистрация страховых организаций. При регистрации страховщиков действует общий порядок государственной регистрации юридических лиц, который определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 3 .

Право на осуществление страховой деятельности предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Поэтому можно утверждать, что правоспособность у страховой организации возникает с момента получения лицензии. Правоспособность страховщиков коммерческих организаций носит ограниченный характер. Им запрещена производственная, торгово-посредническая, банковская деятельность. В то же время страхование не признано исключительным видом деятельности страховщиков, они могут заниматься и теми видами деятельности, которые не указаны в их учредительных документах. Поэтому их правоспособность (за исключением страховщиков некоммерческих организаций) не может быть признана специальной.

Законодатель ввел правило, по которому правоспособность страховщика ограничивается видами страхования, но не только не дал точного нормативного определения понятия вида страхования, но и поставил правоспособность страховщика в зависимость от такой группы фактов, которые в некоторых случаях невозможно отличить друг от друга правовыми методами. Тем самым толкование этого вопроса, по существу, передано в компетенцию органа страхового надзора. Правоприменительная практика показывает, что при возникновении спора о правоспособности страховщика мнение органа страхового надзора является решающим.

2. Лицензирование деятельности страховых организаций

Лицензирование страховщиков и последующий надзор за их деятельностью производиться Федеральной службой страхового надзора, находящейся в ведении Минфина РФ 4 . Раньше подобные функции осуществлял Росстрахнадзор РФ. ФССН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Лицензия выдается не вообще на страховую деятельность, как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом установлено наличие страхового интереса. Несмотря на то, что нормативное определение понятия «вид страхования» отсутствует, из пп. «а» п. 1 ст. 32 Закона об организации страхового дела ясно, что каждому виду страхования должны соответствовать определённые правила страхования.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

В орган страхового надзора представляются следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об организации страхового дела, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Указанный перечень является исчерпывающим. Документы должны быть составлены на русском языке.

Кроме того, сведения о страховщике необходимо указать в «Электронной анкете субъекта страхового дела». Она должна быть приложена на дискете либо одновременно направлена по электронному адресу. Форма электронной анкеты (по категориям субъектов страхового дела), а также Инструкция по ее заполнению размещены на официальном сайте Министерства финансов РФ (minfin.ru) в рубрике «Страховой надзор» 5 .

После представления в надлежащей форме всех документов, указанных в ст. 32 Закона об организации страхового дела, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.

Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в срок, не превышающий 60 дней с момента даты получения всех документов. Следует помнить, что срок 60 дней начинает течь с момента подачи заявления со всеми требуемыми приложениями. Если заявление подано, но отсутствует какой-либо из документов, перечисленных в указанной статье, оно не считается поданным. Сроком подачи заявления считается срок, в который подан последний из требуемых документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

На практике встречаются случаи, когда орган страхового надзора отказывается принять документы, требуя дополнительные документы или их корректировку. Отказ в приеме документов законодательством не предусмотрен, и в этом случае соискателю лицензии следует направить по почте заявление с приложениями заказным письмом.

Органом страхового надзора срок принятия решения о выдаче лицензии не всегда выдерживается. В связи с этим очень многие страховщики, подав документы на лицензию и получив принципиальное их одобрение, но не получив еще лицензию, начинают заключать договоры страхования. Следует помнить, что поскольку правоспособность у страховщика возникает с момента получения лицензии, то и право на заключение договоров страхования возникает в этот же момент. Договоры, заключённые до момента получения лицензии будут являться недействительными, страхователь страховой защитой не обеспечивается и, наступившее в этот момент страховое обстоятельство страховым случаем являться не будет, обязанности возместить причинённый страхователю вред не возникнет.

Отказ в выдаче лицензии возможен только по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 32.3 Закона об организации страхового дела. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Отказ должен быть мотивирован, и в качестве мотива должно быть указано на несоответствие какого-либо из представленных документов конкретной норме нормативного акта. Отсутствие такого указания или общее указание «не соответствует требованиям законодательства» противоречит закону. Такой отказ может быть обжалован в арбитражном суде. Так Арбитражный суд г.Москвы в 2007 г. отказал ООО «СКГП "ТРАНСГАЗ-ГАРАНТ» в удовлетворении исковых требований о признании незаконным уклонения (бездействия) от решения вопроса о выдаче лицензии и об обязании принять решение о выдаче лицензии 6 . Ранее в 2006 г. иск ООО «Второе страховое общество» о признании незаконным бездействия (нерассмотрение заявления о выдаче лицензии) Арбитражным судом г.Москвы был удовлетворен 7 .

Лицензия не имеет ограничения по сроку действия, если это не предусмотрено при её выдаче и соответствующей записи в ней. На каждую форму страхования выдается отдельная лицензия.

По окончании лицензирования сведения о страховщике заносятся в единый государственный реестр субъектов (либо объединений субъектов) страхового дела 8 .

3. Объединения субъектов страхового дела

Субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения (ст. 14 Закона).

За рубежом крупнейшим и наиболее активно действующим объединением участников страховых отношений является Европейский союз страховщиков, который занимается вопросами интеграции европейского страхового рынка и гармонизацией национального страхового законодательства. Также следует отметить еще ряд международных неправительственных организаций в сфере страхования: Международный союз авиационных страховщиков (основан в 1934г. в Лондоне), Международный союз морского страхования (основан в 1874 г. в Берлине), Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (создан в 1934г. в Берне), Федерация афро-азиатских страховщиков и перестраховщиков (организована в 1964 г. в Египте), Международная ассоциация страховых надзоров и т.д. В России функционирует Всероссийский союз страховщиков и несколько региональных ассоциаций. В Санкт-Петербурге действуют Ассоциация страховых медицинских организаций Санкт-Петербурга, Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, Межрегиональная ассоциация развития страхования.

В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях» существует только 2 вида объединений юридических лиц – ассоциации и союзы. В отношении союзов и ассоциаций страховщиков действуют те же нормы, что и в отношении союзов и ассоциаций других юридических лиц, т.е. ст. 121-123 ГК и нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии со ст. 14.1 Закона об организации страхового дела у страховщиков существуют специфические объединения – страховые пулы, которые не являются объединениями в том смысле, какой ему придают ст. 50 и ст.121 ГК РФ.

Наиболее полно вопросы правового регулирования деятельности объединений страховщиков регулируются нормами Закона об ОСАГО, глава 5 «Профессиональное объединение страховщиков» которого подробно регламентирует отношения, связанные с созданием профессионального объединения страховщиков, его имуществом, членскими взносами, функциями и полномочиями, правилами профессиональной деятельности и компенсационными выплатами.

Страховой пул является особой формой объединения страховщиков 9 . Он не является юридическим лицом, поскольку у него отсутствует основной признак юридического лица – самостоятельная ответственность по обязательствам (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Страховой пул создаётся в целях:

Преодоления недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков;

Обеспечения финансовой устойчивости страховых операций;

Гарантии страховых выплат;

Обеспечения возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых невозможно даже для солидных страховщиков.

Страховые пулы могут действовать на принципах сострахования и перестрахования. Пул создается на добровольной основе, как правило, для проведения страхования по одному виду страховой деятельности.

Участники страхового пула действуют на основании договора простого товарищества и образуют временное (на определенный срок или без ограничения срока) объединение самостоятельных страховых компаний. Страховщики – участники пула должны иметь лицензию на проведение соответствующего вида страхования. Количество участников данного объединения не ограничено, не ограничены также возможности каждого из них в отношении третьих лиц, то есть страховая компания может быть участником нескольких пулов.

Участники страхового пула заключают договоры страхования от своего имени, но по единым правилам и единым тарифам, страхование того же вида по другим правилам они осуществлять не могут. Но участники пула не ограничены в своем праве осуществлять страхование других видов, в отношении которых соглашение о страховом пуле не действует. Участники страхового пула несут солидарную ответственность перед страхователями 10 , следовательно, страхователи (выгодоприобретатели, застрахованные лица) могут требовать исполнения обязательств от любого участника страхового пула.

Для некоторых зарубежных стран характерно поручение обязательного страхования специально создаваемым страховым пулам. В частности, в Германии действуют федеральные пулы по обязательному страхованию ответственности авиаперевозчиков, атомному страхованию и фармакологическому страхованию. Одним из лидеров в сфере страхования авиационных рисков является ведущий страховой пул Deutsche Luftpool. В России создано несколько страховых пулов, среди которых следует выделить Российский ядерный страховой пул и Российский антитеррористический страховой пул. Разрабатываемые этими пулами правила и условия страхования являются основой при заключении договоров страхования в соответствующих областях.

4. Прекращение деятельности страховых организаций

По общему правилу прекращение деятельности страховых организаций происходит в результате реорганизации (в различных формах) либо ликвидации. ГК РФ (ст. 57) предусматривает следующие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии страховых организаций имущественные права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Новый страховщик должен получить лицензию в установленном порядке.

При присоединении одного страховщика к другому к последнему переходят имущественные права и обязанности присоединившегося юридического лица. В этом случае лицензия присоединившегося юридического лица (страховщика) должна быть возвращена в ФСНН. Объединенная страховая организация может продолжить свою деятельность на основании лицензии юридического лица, к которому присоединилась.

При разделении страховщика его имущественные права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, которые должны получить лицензию в установленном порядке. Лицензия разделённого юридического лица подлежит возврату в ФССН.

При выделении из юридического лиц (страховщика) одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствующих частях переходят имущественные права и обязанности страховщика. Выделившаяся страховая организация обязана получить лицензию. Прежняя организация лицензию сохраняет.

При преобразовании юридического лиц (страховщика) происходит замена лицензии.

Ликвидация страховщиков осуществляется по общим правилам гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц: ст.ст. 61-65 ГК РФ, главой VII ФЗ от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Банкротство страховщиков. В случае неспособности удовлетворить денежные требования кредиторов в отношении страховщика могут быть применены процедуры банкротства. Особенности несостоятельности (банкротства) страховых организаций регламентируются ст.ст. 183-186 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 11 (далее – Закон о банкротстве). Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций состоит в необходимости охраны интересов страховщиков, так как имущество такого юридического лица формируется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.

Страхователи вправе в одностороннем порядке (односторонней сделкой) расторгнуть договор страхования до признания страховщика банкротом (п. 2 ст. 958 ГК РФ). Однако в этом случае страхователи не имеют права на возврат части страховой премии, уплаченной страховщику.

Возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховщиков не связывается с наличием у него лицензии – заявление может быть подано независимо от того, отозвана лицензия или нет. Внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но их применение не препятствует возбуждению судебных процедур. Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховщика принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, который также участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами.

В случае введения в отношении должника – страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить ФССН о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

При проведении внешнего управления имуществом должника, страховой организации, допускается продажа его имущественного комплекса в соответствии с планом внешнего управления по правилам, предусмотренным ст. 106 Закона о банкротстве.

П. 1 ст. 184 Закона о банкротстве устанавливает особенность определения состава имущественного комплекса страховщика при его продаже в рамках конкурсного производства. Объем обязательств, входящих в состав имущественного комплекса, зависит от того, в ходе какой процедуры банкротства проходит продажа имущественного комплекса страховщика. Требования страхователей по договорам страхования, не вошедшие в состав имущественного комплекса, признаются денежными требованиями и удовлетворяются в объеме и порядке, установленных соответственно ст. 185 и 186 Закона о банкротстве.

Поскольку при продаже имущественного комплекса страховой организации происходит замена страховщика в договоре, п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве установил обязательные условия, согласно которым продажа такого комплекса допустима только тогда, когда покупатель согласен принять на себя обязательства по договорам страхования, срок действия которых не истек, и по которым страховой случай не наступил на дату признания должника банкротом. Требования к покупателю имущественного комплекса страховщика закреплены в п. 2 ст. 184 Закона о банкротстве.

Принятие арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховщиком договоров страхования.

Согласно ст. 185 Закона о банкротстве, если по договорам страхования, заключенным страховщиком на дату принятия решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства:

Страховой случай не наступил, эти договоры прекращаются (кроме случаев продажи страховой организации как имущественного комплекса в ходе конкурсного производства). Страхователи или выгодоприобретатели по этим договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал;

Страховой случай наступил, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

В случае принятия решения о признании страховщика банкротом и открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке (ст. 186 Закона о банкротсвтве):

Первая очередь – требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

Вторая очередь – требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;

Третья очередь – требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;

Четвертая очередь – требования иных кредиторов 12 .

1 См.: Котлобовский И.Б., Мамонтов А.В. Проблемы развития страхового рынка в Российской Федерации. // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. – 2006. – № 17 (305). С. 29, 30.

2 Как отмечают специалисты, страховщиков с участием иностранного капитала в России около 50. См.: Шихов А.К. Страховое право: учебное пособие – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 77.

3 Собрание законодательства РФ. 2001. №33. Ст. 3431.

4 О полномочиях и организации деятельности ФССН см.: положение о Федеральной службе страхового надзора, утверждённое постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.

5 Письмо ФССН от 18 марта 2005 г. № 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» // Финансовая газета. – 2005. – № 14.

6 Определение Арбитражного суда г.Москвы № А40-50439/07-121-360.

7 Постановление Арбитражного суда г.Москвы А40-1116/06-146-8

8 Текст реестра размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)

9 Действовавшее ранее и носившее рекомендательный характер Положение о страховом пуле, утвержденное приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13, было отменено Приказом Минфина РФ от 13 мая 1999 г. № 107.

10 Однако, как было отмечено членами Экспертного совета при ФССН, в практике по договорам страхования, заключаемым в рамках пулов, устанавливается долевая ответственность. См.: Замечания к Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Юридическая и правовая работа в страховании. – 2006. – № 1. С. 18 – 21.

11 Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

12 Об особенностях несостоятельности страховщиков см.: Материалы межфакультетского научного коллоквиума в МГИМО на тему «Особенности и проблемы банкротства страховых организаций» // Страховое право. – 2006. – № 4 (33). С. 14 – 64.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12771. Правовое положение кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов 25.14 KB
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
18359. Правовое регулирование деятельности страховых организаций в зарубежных странах 130.38 KB
Порядок создания страховой организации. Правовое регулирование деятельности страховой перестраховочной организации. Ответственность страховой организации. Страховой рынок страны сегодня переживает бурное развитие.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
15899. Правовое положение акционерных обществ 223.4 KB
Эволюционный аспект законодательства об акционерных обществах. На смену открытым ОАО и закрытым ЗАО акционерным обществам пришли публичные и непубличные. отменен лимит количества акционеров общества и преимущественное право покупки акций продаваемых другими акционерами. Заметим что указанные аспекты наиболее актуальные для ЗАО могут вступить в силу только после внесения каких-либо изменений в устав общества ст.
4145. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью в РФ 73.52 KB
Цель исследования: раскрыть отдельные особенности правового регулирования деятельности акционерных обществ с учетом реальных правовых ситуаций и разработать на этой основе рекомендации по совершенствованию акционерного законодательства Российской Федерации.
4146. Правовое положение иностранных граждан в России 87.38 KB
Необходимость защиты прав и свобод иностранцев со стороны государства пребывания (проживания) обусловлена также тем, что в последнее время собственные граждане государства в силу тех или иных причин негативно относятся к пребыванию (проживанию) на территории их государства иностранных граждан.
12859. Правовое положение лиц участвующих в уголовном процессе 34.2 KB
Объектом данной курсовой работы является уголовный процесси совокупность правоотношений складывающихся в уголовном процессе между государственными органами обеспечивающими безопасность лиц содействующих правосудию с одной стороны и участниками уголовного судопроизводства в отношении которых применяются соответствующие меры безопасности – с другой. Воплощение идеи правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью а именно в частности лиц содействующих уголовному...
12479. Правовое положение субъектов правоотношений по социальному обеспечению 180.04 KB
Большой юридический словарь трактует эти права как совокупность конституционных прав человека или только граждан конкретного государства дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Но если человек утратил источник средств существования которым служили доходы от трудовой деятельности вследствие наступления социального риска государство предоставляет ему право на социальное обеспечение.Чтобы индивиды могли участвовать в общественной жизни они должны...
11434. Особенности правовое положение государственных органов и должностных лиц 36.59 KB
Органы предварительного следствия их задачи и полномочия. освещение отдельных проблем правового положения органов предварительного следствия. В этой связи его участие при проведении предварительного слушания по делу обязательно ч. Такое свое право он может реализовать на протяжении всего предварительного расследования через следователя или дознавателя и до начала судебного следствия по уголовному делу с его участием в качестве государственного обвинителя чч.
20537. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТОРОН ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА 80.92 KB
Для того, чтобы повысить уровень доверия вкладчиков, необходимо тщательно осветить вопрос особенностей заключения, изменения и прекращения депозитного договора с правовой точки зрения. Именно этим и объясняется актуальность темы данной работы. Объектом данной работы являются нормы российского законодательства, регламентирующие правоотношения банков и физических лиц по договору банковского вклада и соответствующие акты Центрального банка РФ (Банка России), судебная практика по разрешению споров, возникающих в данной области, а также опубликованные научные работы по данной проблеме.
  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 76. Заключение договора на торгах.
  • 77. Особенности ответственности за нарушение предпринимательского договора.
  • Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

    Страховщики - юридические лица, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке.

    Субъекты страхового дела, в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.

    Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии, формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

    Страховые агенты - постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или юридические лица, которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования между страховщиком и страхователем, а также с исполнением указанных договоров.

    Страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом.

    Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей.

    Группы страховщиков:

    2) страховые организации (занимаются страхованием на профессиональной основе и услуги оказываются третьим лицам (страхователю, застрахованному лицу); могут учреждаться как в форме коммерческих, так и в виде некоммерческих организаций)

    1) общества взаимного страхования (создаются юридическими и физическими лицами на основании членства для страховой защиты, имущественной защиты членов данного общества; форма – некоммерческая организация).

    Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов.

    Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

    Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

    Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

    1) заявление о предоставлении лицензии;

    2) учредительные документы соискателя лицензии;

    3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

    4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

    5) сведения о составе акционеров (участников);

    6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

    7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

  • Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Обладая исключительной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.

    Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы. предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

    Правовое положение страховщиков на территории РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010 г.) «Об организации страхового дела в РФ».

    Страховщиками могут быть страховые организации и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вести страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и на основании поручений страхователя или страховщика.

    Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

    Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика ).

    Гарантией платежеспособности страховщиков является предусмотренное законодательством правило об обязательном соблюдении нормативного соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами. В том случае, если страховщики приняли на себя обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, они обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

    Контроль над деятельностью страховщиков осуществляет федеральная служба страхового надзора.

    8. Понятие и виды хозяйственных объединений

    Хозяйственные объединения - объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность .

    Хозяйственные объединения являются одним из видов партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей:

    Консолидация участников и концентрация капитала;

    Повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;

    Повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);

    Оптимизация управления;

    Открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов.

    Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.

    1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на:

    а) горизонтальные объединения - объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества);

    б) вертикальные объединения - объединения, основанные на экономической субординации (холдинги).

    2. В зависимости от организационно-правовой формы:

    а) ассоциации (союзы) - договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами;

    б) некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 г.) «О некоммерческих организациях»). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т.п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи;

    в) холдинговая компания - совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ;

    "