При классификации иностранных инвестиций выделяются. Иностранных инвестиций. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Государства, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях.

Цель - предоставление иностранным инвесторам особых гарантий и льгот по сравнению с отечественными инвесторами.

Такое специальное законодательство имеют Российская Федерация, Китай, страны юго-восточной Азии, развивающиеся страны Африки.

В развитых государствах (США, страны Европейского Союза), как правило, отсутствуют специальные законы об иностранных инвестициях, поскольку режим отечественных и иностранных инвесторов в этих странах одинаков.

Иностранная инвестиция определяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, услуг и информации, имеющих денежную оценку.

Согласно данному закону иностранными инвесторами признаются:

иностранные граждане и лица без гражданства

иностранные организации (как юридические лица, так и не-юридические лица)

иностранные государства и международные организации

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным категориям:

1) по отношению к отдельным странам выделяются иностранные и зарубежные инвестиции, иностранные инвестиции - вложение иностранных капиталов в экономику данной страны, зарубежные инвестиции - вложение капиталов местных экономических субъектов за рубежом.

2) по источникам происхождения:

Частные инвестиции;

Государственные инвестиции;

3) по характеру использования:

Предпринимательские: вкладываются в производство с целью получения прибыли;

Ссудные инвестиции: предоставляются в форме займа и кредитов с целью получения процентного дохода.

4) по способу учета:

Текущие потоки инвестиций (инвестиции, осуществляемые в течение календарного года);

Накопленные инвестиции (объем инвестиций за весь период их существования);

5) по степени контроля:

Портфельные инвестиции.

В качестве основных способов осуществления прямых инвестиций действующее зак-о называет следующие:

Инвестирование с нуля, т.е. создание иностранным инвестором собственного филиала или предприятия, находящегося в полной собственности инвестора;

Приобретение или поглощение российских предприятий;

Финансирование деятельности зарубежных филиалов, созданных на территории России, в т.ч. за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

Предоставление прав на использование определенных технологий;

Реинвестирование прибыли, полученной инвестором.

При определении иностранных инвесторов российский законодатель пошел по пути простого перечисления тех субъектов, которые могут выступать иностранным инвестором. Таким обарзом, согласно ст.2 з-на "Об иностранных инвестициях" в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:

Иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак--вом гос-ва, в котором оно учреждено;

Иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;

Иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;

Международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;

Иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.

В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:

1 - индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;

2 - корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов - стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.

3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками, которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы - профессиональные участники финансового рынка.

3. Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России

4.Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции

5.Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора

1.Сущность и классификация иностранных инвестиций

Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограниченно открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

· иное имущество (в том числе имущественные права);

· результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

· работы и услуги;

· нематериальные блага;

· информация.

Данные в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:



· недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

· ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

· имущественные права;

· права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

· права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.1.

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Таблица 1.1.

Классификация иностранных инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций
По отношению к отдельным странам Иностранные- вложения иностранных капиталов в экономику данной страны. Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом
По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции- инвестиции частных экономических субъектов. Государственные инвестиции- инвестиции государственных органов или предприятий
По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля
По характеру использования Предпринимательские инвестиции, вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Ссудные инвестиции, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода
По способу учета Текущие потоки инвестиций- инвестиции, осуществляемые в течение года. Накопленные инвестиции- объем инвестиций за весь период их осуществления

Различаются также государственные и частные (иностранные) инвестиции. Государственные инвестиции - это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляет другим государствам. К ним относятся также государственное участие в капитале смешанных предприятий и инвестиции государственных предприятий.

Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.

В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:

· создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%) собственности инвестора - это так называемое инвестирование «с нуля»;

· финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

· приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;

· предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;

· приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такое участие иногда называют мажоритарным);

· реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относится участие в капитале, составляющее не менее 25% уставного капитала; в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - не менее 50%; в странах Европейского союза - 20-25%; в США - 10%.

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относятся:

· приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;

· вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;

· осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;

· реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

Реинвестиции - капиталовложения в объекты предпринимательской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли иностранного инвестора, которые получены на территории принимающей страны.

Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые технологии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств - облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

Участие в уставном капитале, не дающее права контроля, иногда называют миноритарным, доля участия должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, т.е. 10%.

В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций: акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами:

1) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;

2) сумма этих вложений обычно выше;

3) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

4) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.

В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:

· торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

· различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

· кредиты, полученные от международных организаций - Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

· банковские вклады - валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;

· двусторонние инвестиционные кредиты.

Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.

К основным способам осуществления иностранных инвестиций относятся:

· создание собственных филиалов или коммерческих организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

· долевое участие в капитале совместных предприятий;

· приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

· приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

· предоставление займов и кредитов;

· приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;

· осуществление операций по финансовому лизингу;

· реинвестирование прибыли;

· предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

С 1995 г. в законодательных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) - объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом). В соответствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:

1) полного товарищества;

2) товарищества на вере (коммандитного товарищества);

3) общества с ограниченной ответственностью;

4) общества с дополнительной ответственностью;

5) акционерного общества (открытого или закрытого типа).

Если в коммерческой организации участвуют российские и иностранные партнеры, то это - совместное предприятие. Если в коммерческой организации представлен один или несколько иностранных партнеров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и считается предприятием со стопроцентными иностранными инвестициями.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в основные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной собственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и других документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной собственности, может принимать форму:

1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, лицензий и др.);

2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;

3) оценки творческих возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного вознаграждения.

Лицензионное вознаграждение, выступающее в роли цены технологии - это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование технологического преимущества обеспечивает предпринимателю получение сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти. При расчете ставки роялти обязательно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные ставки он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может использоваться передача ценных бумаг (акций и облигаций). Данная форма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами примерно в 15% лицензионных соглашений.

В качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать:

· иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

· лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;

· международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

· увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;

· поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

· использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

· привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

· более полное использование местных природных ресурсов;

· повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;

· расширение ассортимента выпускаемой продукции;

· развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;

· расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

· увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;

· повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

· использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

· развитие инфраструктуры и сферы услуг;

· повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

· усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

· оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

· репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;

· увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

· подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

· усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

· игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

· возможная деформация структуры национальной экономики;

· упадок традиционных отраслей национальной экономики;

· усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

· ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

· ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

· негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

2. Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России

Для наращивания структурных реформ и модернизации экономики Россия нуждается в огромных финансовых ресурсах. По оценкам специалистов, потребности России в иностранных прямых инвестициях составляют не менее 30-50 млрд долл. в год. Подобные масштабы привлечения иностранных инвестиций вполне реальны, поскольку Россия обладает бесспорными преимуществами, делающими ее потенциально привлекательной для иностранных инвесторов. К числу таких преимуществ можно отнести следующие:

· потенциально емкий внутренний рынок;

· необходимость технического обновления производства и инфраструктуры;

· более высокий уровень продаж и более высокая рентабельность капиталовложений, чем в других странах;

· возможность диверсификации источников сырья, топливно-энергетических и других ресурсов;

· сравнительно низкая стоимость зданий, сооружений и земли;

· сравнительно высокий уровень профессиональной подготовки рабочей силы и низкий уровень оплаты труда;

· наличие в ряде отраслей высокого научно-технического потенциала;

· возможность организации конкурентоспособного экспорта товаров.

Активный процесс иностранного инвестирования в экономику России начался с конца 80-х гг., после выхода в январе 1987 г. Постановления Совета Министров СССР, определившего статус совместных предприятий с участием иностранного капитала. На начало 1995 г. в России было создано 4300 совместных предприятий с фирмами из 65 стран (реально функционировали из них около 80%). В последующие годы этот процесс продолжал развиваться, однако пока иностранные инвестиции не играют существенной роли в финансировании капиталовложений. Россия - привлекательная для инвестиций страна, у которой значительное положительное сальдо торгового баланса, а также рекордные золотовалютные резервы. В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. Президент России В.В. Путин отметил, что «…за последние восемь лет накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты - в 7 раз. А в 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию - 82,3 млрд долл.» Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.» // Российская газета. - 2008. - 09 февраля..

Данные об объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 2000-2007 гг., приведены в табл. 1.2.

Й учебный вопрос: Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций. Понятие экспорта капитала. Экономическая сущность, формы и виды международного движения капитала. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка.

Понятие иностранных инвестиций

Основная часть (учебные вопросы) .

1-й учебный вопрос: Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций. Понятие экспорта капитала. Экономическая сущность, формы и виды международного движения капитала. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка.

Основная часть (учебные вопросы) .

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различ-ных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регио-нами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономи-ку практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосроч-ное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибы-ли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким поня-тием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как ре-альные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложе-ния в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, про-граммную продукцию НИОКР и т.д.). К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосроч-ные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяй-ствующих субъектов в приобретение ценных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъя-ты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объекта-ми капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исклю-чительные права на них (интеллектуальная собственность);


Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и пе-речни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не ис-черпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охваты-вает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвес-тор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций вхо-дят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, обо-рудование и другие материальные ценности) и соответствующие иму-щественные права, денежные средства и вклады;

Предоставление прав на использование определенных техноло-гий, ноу-хау и др.;

Приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельнос-тью предприятия (такие участия иногда называют мажоритарными);

Реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия;

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относятся участия в капитале, составляющие не менее 25% уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии — не менее 50%, в странах Европейского союза — 20-25%, в США — 10%.

По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (1999) к прямым инвестициям относятся:

Приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь со-здаваемой на территории РФ;

Реинвестирование прибыли;

Предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

После отмены с начала 1995 г. Закона о предприятии в законода-тельных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом).

В соответ-ствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организаци-онно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:

Полного товарищества;

Товарищества на вере (коммандитного товарищества);

Общества с ограниченной ответственностью;

Общества с дополнительной ответственностью;

Акционерного общества (открытого или закрытого типа).

Если в коммерческой организации участвуют российские и иност-ранные партнеры, то это — совместное предприятие. Если в коммер-ческой организации представлен один или несколько иностранных парт-неров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и счи-тается предприятием со 100-процентными иностранными инвестициями.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в ос-новные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной соб-ственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и дру-гих документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной соб-ственности, может принимать форму:

1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, ли-цензий и др.);

2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;

3) оценки творческих возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного вознаграждения.

Лицензионное вознаграждение, выступающее в роли цены техноло-гии — это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование тех-нологического преимущества обеспечивает предпринимателю получе-ние сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти . При расчете ставки роялти обяза-тельно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные став-ки, он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может использоваться передача ценных бумаг (акций и облигаций). Данная фор-ма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с дру-гими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Чаще все-го при этом лицензиар получает от 5 до 20% акций лицензиата, в отдельных случаях эта доля доходит до 40%.

Закон «Об иностранных инвестициях» 1999 г. определяет, что в ка-честве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут вы-ступать:

- иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвес-тиции на территории РФ;

- иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностран-ных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в со-ответствии с законодательством государства, в котором она была уч-реждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

- лицо без гражданства, которое постоянно проживает за преде-лами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в со-ответствии с законодательством государства его проживания;

- международная организация, причем не любая организация, име-ющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

- иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения ино-странных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.

Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлече-ния иностранного капитала можно отнести:

Увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение тем-пов экономического развития и улучшение состояния платежного ба-ланса страны;

Поступление передовой иностранной технологии, организацион-ного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

Использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

Привлечение местных капиталов и укрепление местного финан-сового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

Более полное использование местных природных ресурсов;

Повышение уровня занятости, квалификации, производительнос-ти местной рабочей силы;

Расширение ассортимента выпускаемой продукции;

Развитие импортозамещающего производства и сокращение ва-лютных расходов на оплату импорта;

Расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

Увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее рас-ширить государственное финансирование социальных и др. программ;

Повышение уровня жизни и покупательной способности населе-ния;

Использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение об-щего уровня загрязнения окружающей среды;

Развитие инфраструктуры и сферы услуг;

Повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых ино-странных инвесторов;

Усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

Оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относят-ся следующие:

Репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платеж-ного баланса принимающей страны;

Увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

Подавление местных производителей и ограничение конкурен-ции;

Усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

Игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

Возможная деформация структуры национальной экономики ;

Упадок традиционных отраслей национальной экономики;

Усиление социальной напряженности и дифференциации (в част-ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприя-тиях);

Ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, мо-жет привести к усилению технологической зависимости;

Ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

Негативное воздействие на социально-культурные условия, свя-занное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицатель-ные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а су-ществуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное пред-принимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оце-нивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Международное движение и экспорт капитала Международная миграция капитала, как явление, начала активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Вывоз капитала разбил монополию вывоза товаров в эпоху углубленного развития мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительскими стоимостями.

На современном этапе международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей формой и составной частью международных экономических отношений.

Вывоз капитала (перемещение капитала за рубеж) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.

Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа ПРС, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой успешно и динамично развивающейся экономики. Капитал вывозят и ведущие ПРС, и среднеразвитые страны, и РС, в особенности, «новые индустриальные страны».

К 90-м годам в мире образовались огромные массы резервного капитала, ищущего прибыльного применения. Страховые компании, пенсионные фонды, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства. Только в США их активы превысили в 1995 году 8 трлн. долл.

Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и валовой внутренний продукт ПРС. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капиталов усиливается его международная миграция.

Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции.

Каковы причины вывоза капитала?

Основной причиной вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования.

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:

1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства.

2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы.

4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономических зонах.

5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране-доноре капитала.

6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации.

Каковы факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала?

1. Растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, являющихся движущей силой, активизирующей вывоз капитала.

2. Международная промышленная кооперация, вложения транснациональных корпораций в дочерние компании.

3. Экономическая политика ПРС, направленная на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности.

4. Экономическое поведение РС, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития, вырваться из «порочного круга бедности».

5. Международные финансовые организации, направляющие и регулирующие потоки капиталов.

6. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствуют развитию торгового, научно-технического сотрудничества, привлечению инвестиций.

Международное движение капитала , занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику.

1. Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства.

3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала.

К числу последствий для стран-экспортеров капитала можно отнести следующие:

Вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;

Вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;

Перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран-импортеров капитала могут быть и положительные последствия:

Регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;

Привлекаемый капитал создает новые рабочие места;

Иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;

Приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала для страны-импортера :

Приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

Бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;

Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;

Импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

Использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия.

Литература (основная и дополнительная):

1. А.А. Зубченко. Иностранные инвестиции. Учебное пособие. - М.: Книгодел, 2006.

2. Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

3. Л.Л. Игонина. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2005.

Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются: а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору; б) покупка существующих фирм за рубежом; в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны; д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику
и международный бизнес в целом.

Роль ПИИ заключается:

1) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

2) в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;

3) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

4) в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего
и малого бизнеса;

5) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

6) в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширения налоговой базы.

Прямые иностранные инвестиции: а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами; б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга; в) будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.; г) способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность
в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов; д) ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных
и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке; е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.

Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле
и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.

Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.

Приобретение активов за рубежом может и не быть связано
с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные
в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран.

Получают также распространение инвестиции без вложений
в акционерный капитал. Например, заключение соглашений о представлении лицензий, торговых марок т.п.

При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают: а) покупку ценных бумаг на рынках других стран; б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране; в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

1) пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

2) аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

3) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

4) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов. Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ, Всемирный банк и его группа, ЕБРР).

1.3 Общая характеристика инвестиционной ситуации в России

Восстановление экономического роста в России требует большого объема инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающиеся страны активно привлекали иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет. В настоящее время страх пе­ред высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы, число которых увеличивается. Расширя­ется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности.

Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка а ближайшем будущем. Вместе с тем рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Его привлечение - дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем. Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику, - различие российской и западной систем бухучета

К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России прежде всего, необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров.

Однако, доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Но их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

Высокие мировые цены на нефть снижают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.

Значение иностранных капиталовложений для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1) ускорения экономического и технического прогресса; 2) обновления и модернизации производственного аппарата; 3) овладения передовыми методами организации производства; 4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Несмотря на то что объем инвестиций за период с 2000-2007 значительно вырос (с 10958 млн.долл.США до 120941 млн.долл. США), в условиях переходной экономики требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспечения развития зарождающейся рыночной экономики. Специфические условия нашей страны де­лают этот процесс не имеющим аналогов в мире.

Для перевода всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.

2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Структура иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции в российскую экономику в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократились на 14,2% и составили $103,8 млрд.

Большая часть зарубежных инвестиций - $75,327 млрд, или 72,6% от общего объема, - это кредиты. Прямые инвестиции в 2008 году составили $27,027 млрд (26%), портфельные - $1,415 млрд (1,4%). Наибольшей популярностью у инвесторов пользовались предприятия обрабатывающей промышленности и розничной торговли. Значительный объем средств был также вложен в разведку и добычу полезных ископаемых.

К концу 2008 года влияние кризиса на приток иностранных инвестиций стало очевидным. Больше всего от рецессии пострадали портфельные инвестиции. Их объем сократился на 66,3%. Объем кредитов уменьшился на 15,3%, прямые инвестиции снизились на 14,2%.

Однако, несмотря на некоторое снижение вложений, по состоянию на конец 2008 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $264,6 млрд, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом.

2.2 Основные страны-инвесторы

По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на конец 2008 года накопленный иностранный капитал (общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 264,6 млрд. долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом.

Основные страны-инвесторы в 2008 году - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в Росси. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал
в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.

Статистические данные представлены в Приложении.

2.3 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций
в экономику РФ

Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснить целым комплексом причин. Одна из важнейших – отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.

Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций иностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе технологических возможностей.

Проблема изыскания источников финансирования инвестиций в России усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, как использование внешних и внутренних государственных заимствований,
в современных условиях затруднен в силу сохранения на высоком уровне государственного долга. Быстро увеличивается долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд. долл.

инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих...
  • Иностранные инвестиции : необходимость и сферы применения

    Курсовая работа >> Экономика

    ... Российской Федерации ; Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации ; Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного ...

  • Введение……………………………………………………………………………..3

    1. Иностранные инвестиции: сущность и классификация……...……………5

    1.1 сущность иностранных инвестиций……………………………...…………5

    1.2 классификация иностранных инвестиций……………………..…….……..7

    1.3 общая характеристика инвестиционной ситуации в России………...…...13

    2. Иностранные инвестиции в экономике России…………………………….15

    2.1 структура иностранных инвестиций в России………………...…………..15

    2.2 основные страны-инвесторы……………………………………...………..15

    2.3 основные проблемы привлечения иностранных инвестиций
    в экономику РФ…………………………………………………………………….16

    2.4 возможные формы иностранных инвестиций в российскую экономику…………………………………………………………………………...17

    Заключение………………………………………………………………………...22

    Список используемых источников……………………………………………..25

    Приложение………………………………………………………………………..26

    ВВЕДЕНИ Е

    Инвестирование сегодня является неотъемлемой частью любой экономики. Инвестиции обеспечивают эффективное развитие частного бизнеса, коммерческих компаний, да и любой страны в целом. Любая коммерческая компания вовлечена в инвестиционную деятельность, которая обеспечивает ей конкурентоспособность на рынке, выживание и развитие на длительном отрезке времени.

    Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Они способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкуренто­способности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики.

    Являются ли инвестиции эффективным источником, с помощью которого Россия может выйти из экономического кризиса? Крупнейшим
    в мире инвестором является США (больше чем в два раза опережает ближайшего конкурента – Великобританию). Эти страны могут преследовать свои геополитические цели по ослаблению России путём захвата наиболее важных отраслей производства. В настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая и т.д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.

    Актуальность выбранной темы не вызывает никаких сомнений: если
    в условиях стабильно развивающейся экономики оценка эффективности инвестирования служила, кроме вышеперечисленного, дополнительным способом эффективного использования свободных ресурсов, то в новейших условиях мирового финансового кризиса верная оценка эффективности инвестирования с правильным учетом рисков является для многих предприятий чуть ли не единственным способом выжить в сложившихся рыночных условиях.

    В данной работе я хочу осветить следующие вопросы: сущность иностранных инвестиций и их классификация, характеристику инвестиционной ситуации в России и проблемы иностранных инвестиций в России.

    Для изучения и анализа данных вопросов использовались периодические издания, статистические данные, статьи финансовых обозревателей, а также другая учебная литература по данной теме.

    1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ:
    СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ

    1.1 Сущность иностранных инвестиций

    Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду
    с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.

    Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний
    и государств.

    В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции считаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путём привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

    Привлечение иностранных инвестиций в страну даёт целый ряд преимуществ, а именно:

    1) страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

    2) иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;

    3) вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;

    4) приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям, технике
    и передовым методам организации производства;

    5) в том случае, если правительство страны испытывает временные денежные затруднения, хотя при этом увеличивается внешний долг
    страны-реципиента;

    6) рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны
    в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.

    Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента РФ, главный из них - федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен на привлечение и эффективное использование
    в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права.

    В соответствии с Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг
    (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

    Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющиеся юридическим лицом, иностранный инвестор и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.

    В РФ иностранные инвестиции могут осуществляться путём: долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами
    и гражданами страны; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения имущества, в том числе ценных бумаг; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами,
    а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием юридических лиц или граждан страны; заключения договоров с юридическими лицами и гражданами, предусматривающих иные формы осуществления иностранных инвестиций.

    1.2 Классификация иностранных инвестиций

    Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

    1) в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий
    и других нематериальных прав.

    2) по формам собственности на инвестиционные ресурсы на: государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться
    в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством
    и частными инвесторами.