Ресурсосбережение в городе.  проблемы ресурсосбережения в городском хозяйстве. Взаимосвязь проблем ресурсосбережения


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ……………………………………………………….5

1.1 Сущность, цель и задачи экономики ресурсосбережения………………..5

1.2 Основные понятия в ресурсосбережении…………………………………..7

1.3 Показатели использования материальных ресурсов……………………..9

2. АНАЛИЗ И НОРМИРОВАНИЕ РАХОДОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛИТЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ……………………………..16

2.1 Особенности и основные тенденции в литейной отрасли………………..16

2.2 Нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве…………………………………………………………………….19

    НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ……………………..28

3.1 Использование опыта зарубежных стран при анализе материальных ресурсов…………………………………………………………………………..28

      Пути совершенствования системы нормирования расхода материальных ресурсов…………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время. Финансовая политика в области ресурсов направлено воздействует на долговременное состояние предприятия, а так же определяет его текущее состояние. Она диктует тенденции экономического развития, перспективный уровень научно-технического прогресса, состояние производственных мощностей предприятия. Актуальность данной темы помимо прочего заключается в том, что в процессе хозяйственной деятельности практически все российские предприятия сталкиваются с проблемой нехватки ресурсов для обеспечения нормальной работы.

В непростых условиях становления российской экономики максимально повысился интерес к проблеме эффективного и рационального использования ресурсов предприятия. Оптимизация управленческих решений в области ресурсов требует пристального внимания к вопросам оценки эффективного анализа будущего положения.

Особенности финансовой политики предприятия говорят о необходимости всесторонней комплексной экономической оценки различных вариантов использования ресурсов. В свою очередь, выбор наиболее подходящей стратегии зависит от реальных экономических условий, которые требуют гибкого изменения сложившейся практики управления финансами предприятия для нормализации всего производственного процесса.

Существует масса причин заставляющих предприятие заниматься изучением ресурсов. Причины, обуславливающую эту необходимость, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на следующие виды: улучшение финансовых показателей, повышение уровня производства, наращивание объемов производственной деятельности. Степень проводимых изменений в области ресурсов различна. Так, если речь идет об увеличении существующих объемов производства, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и какие элементы ресурсов необходимо при этом увеличить. Задача осложняется, если речь идет о повышении эффективности использования ресурсов, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд факторов: возможность изменения состояния предприятия, доступность дополнительных объемов ресурсов, возможность освоения новых методик, соответствие существующих форм отчетности новым требованиям.

Целью данной работы является выявление основных тенденций и нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве.

В ходе написания курсовой работы решались следующие задачи:

    изучить теоретические основы процесса использования ресурсов;

    провести анализ и нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве;

    определить пути совершенствования системы нормирования расхода материальных ресурсов.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

1.1 Сущность, цель и задачи экономики ресурсосбережения

Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные человеком – используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства. Все экономические ресурсы подразделяются на материальные – земля и капитал, и людские – труд и предпринимательская способность как особый человеческий ресурс (особый вид человеческих талантов). Соответственно различаются рамки природных ресурсов (земли), капитала (физического капитала) и труда. Совокупность этих рынков выполняют в современной экономике важнейшие функции: во-первых, содействуют более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства с тем, чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогают определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.

Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Будучи результатом взаимодействия спроса и предложения, она отражает все особенности рынка ресурсов – общие для всех их видов и специфические для каждого из них. Такие особенности – первый и основной предмет данной курсовой работы.

Особенности рынков труды обобщенно выражаются, прежде всего, в том, что вследствие ограниченности последних неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). Общество не в состоянии произвести (а значит, и потребить) такой объем товаров и услуг, которым хотел бы располагать. В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; боле того, для рынка ресурсов характерна конкуренция спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец – рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т.е. по тем или иным причинам не может переместиться на другой участок рынка, фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой пример двусторонняя монополия на рынке капитала (например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще всего выступает один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется единственная равновесная цена, и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.

Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой, а не по низкой цене. Так, выплата более высоких доходов работника определенных профессий стимулирует рост предложений соответствующих категорий рабочей силы. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

Цель - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста ресурсосбережения экономики.

Важнейшим инструментом изыскания внутрипроизводственных резервов экономии и рационального использования материальных ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этой области являются :

    оценка потребности предприятий в материальных ресурсах;

    изучение качества и реальности планов материально – технического обеспечения, анализ их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

    характеристика динамики и выполнения планов по показателям использования материальных ресурсов;

    оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

    определение системы факторов, обуславливающих отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;

    количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей;

    выявление и оценка внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

1.2 Основные понятия в ресурсосбережении

Ресурсы – это природные или созданные человеком ценности, которые предназначены для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Из этого определения следует, что:

материальные ресурсы – это комплекс вещественных элементов, предназначенных для обработки в процессе труда.

Ресурсосбережение – это процесс обеспечения роста объема полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.

Экономия материальных ресурсов – это экономическая категория, которая характеризуется снижением удельного расхода материальных ресурсов на единицу продукции по сравнению с базисным или текущим периодом, но без снижения качества и технического уровня продукции.

Рациональный (латинское слово rationalis) – разумный, целесообразный, обоснованный. Так что рациональное потребления материальных ресурсов является качественной характеристикой процесса разумного потребления материальных ресурсов.

Рационализация – усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо. Рационализация производства представляет собой комплекс мероприятий, направленный к более целесообразной организации производственного процесса с целью достижения наивысшей производительности труда при наименьших затратах производственных ресурсов.

Под рациональным потреблением обычно понимают процесс осознанного, общественно необходимого потребления материалов. Этот процесс – явление непрерывного характера, связанное с развитием человеческой мысли и деятельности. Поэтому то, что еще вчера было рациональным, сегодня может стать нерациональным в результате научных достижений.

Прежде всего, необходимо провести четкую дифференциацию между понятиями «рациональное потребление» и «экономия». Ведь эти термины обозначают не одно и тоже. Рациональное потребление – понятие, характеризующее процесс, а экономия материальных ресурсов – понятие, характеризующее тот или иной результат процесса рационализации материалопотребления. Таким образом, экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.

После ввода основных понятий, можно приступить непосредственно к общим теоретическим основам ресурсосбережения.

Ресурсосбережение – это процесс обеспечения роста полезных результатов про относительной стабильности материальных затрат.

Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.

Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причины увеличения расхода материальных ресурсов является :

    увеличение объема производства

    значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах

    перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы

Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.

Одно из общих направлений в мировой экономике последние 10 лет это то, что от 50-70% всех инвестиций осуществляется не в создании новых предприятий, а идут на модернизацию уже готовых. Именно поэтому так важно рациональное использование материальных ресурсов. А инструментом, позволяющим наладить контроль, учет, анализ и планирования использования материальных ресурсов является нормирование.

В связи с тем, что сферой интересов настоящего издания является ресурсосбережение, рассмотрим основные виды услуг в сфере ресурсообеспечения, к которым относятся:

– электроснабжение;

– теплоснабжение и горячее водоснабжение;

– газоснабжение;

– водоснабжение и водоотведение.

Эти виды услуг также называют ресурсоснабжением , выделяя энергетическую составляющую – энергоснабжение (электро-, тепло-, газоснабжение и снабжение горячей водой).

Энергоснабжение ЖКХ, или коммунальная энергетика, тесно связано с другими системами ЖКХ, в частности, с жилищным хозяйством, имеющим большой потенциал ресурсосбережения.Конечная цель коммунального энергоснабжения это постоянное и бесперебойное обеспечение нормальных условий среды обитания человека. Это горячее водоснабжение жилых домов, отопление и освещение. Сюда же можно отнести поддержание биоэнергетического потенциала человека производство различных предметов потребления и продуктов питания, создание условий труда, транспортное обеспечение и прочее.

Основу энергоснабжения города составляют энергетические предприятия электростанции и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), отопительные котельные, объекты газодобычи и газопереработки, а также электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, обслуживающие населённые пункты. Эти объекты имеют различные формы собственности и могут принадлежать муниципальным, региональным, федеральным структурам и частным лицам. Они являются частью жилищно-коммунального комплекса и ставят своей главной целью обслуживание всех его элементов. Коммунальные энергетические объекты непосредственно находятся в подчинении местных администраций (муниципальных органов власти) и управляются ими. Они несут прямую ответственность за качество и полноту оказываемых услуг. Это финансирование, техническая эксплуатация, содержание объектов согласно принятым нормам и стандартам, а также качество и объемы обслуживания.Эффективность функционирования коммунальной энергетики во многом определяется степенью развития городского хозяйства, совершенства его организационных и управленческих структур, особенно энергетических.

Исходя из вышеперечисленных элементов ресурсоснабжения и краткой информации о структуре городского хозяйства, можно выделить основные направления (факторы) ресурсосбережения в ЖКХ. Это:

– экономия электроэнергии;

– экономия тепла;

– экономия газа;



– экономия водопотребления (горячей и холодной воды);

– совершенствование структуры управления городским хозяйством.

Таким образом, в отличие от строительства, в ЖКХ ресурсосбережение носит, в основном, энергосберегающий характер. К материалосберегающим факторам в полной мере можно отнести только экономию холодной воды. Горячее водоснабжение и управленческие новации, в зависимости от конкретных условий, могут в разной степени воздействовать на обе составные части ресурсосбережения.

Взаимосвязь проблем ресурсосбережения

В строительстве и Жкх

Строительство и ЖКХ тесно взаимосвязаны и в процессе ресурсосбережения практически решают не только одни и те же вопросы, но и концентрируют решение этих вопросов на одних и тех же объектах, возводимых в процессе строительного производства и эксплуатируемых различными структурами ЖКХ. Особенно это касается энергосбережения за счет реализации заложенного в процессе строительства потенциала. Поэтому, рассматривая фактор «отложенного» энергосбережения, закладываемый при возведении объектов, необходимо понимать, что реальная отдача от него приходится на долю ЖКХ, эксплуатирующего эти энергоемкие объекты, т.е. на следующую стадию их жизненного цикла.

4.1. Особенности подхода к ресурсосбережению

в строительстве и ЖКХ

Как следует из вышеизложенного, строительство и ЖКХ к решению проблемы ресурсосбережения подходят практически одинаково – через реализацию двух его составляющих. В этом заключается общность интересов и подхода рассматриваемых отраслей.

Однако при этом строительство и ЖКХ имеют различные приоритеты и пути решения стоящих перед ними проблем. Они, в основном, заключаются в различной последовательности подхода к решению проблем. Такая особенность заложена в саму идеологию существования и функционирования этих отраслей. Цель строительного менеджмента – возведение зданий и сооружений, тогда как менеджмент ЖКХ, как элемент муниципальной системы управления, имеет другую цель – управление совокупностью предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения города. Среди них основную долю занимает содержание и эксплуатация жилого фонда, объектов социальной сферы и инженерного обеспечения города.



В таком различии в целях заключается философия взаимоотношений строительной отрасли и ЖКХ, которая состоит в определении этими отраслями приоритетов относительно составляющих ресурсосбережения – энергосбережения и материалосбережения.

Строительная отрасль, реализуя проектную документацию, возводит объекты, которые должны соответствовать современным требованиям к энергосбережению и материалосбережению при соблюдении других эксплуатационных требований и требований к жизнеобеспечению. При этом, как было отмечено выше, потенциал энергосбережения возводимых объектов закладывается через материалосбережение – за счет применения современных строительных технологий и материалов, т.е. первичным в данной цепочке является материалосбережение, а энергосбережение – вторичным. Построенные и переданные собственникам объекты строители сами не эксплуатируют, и, как следствие, заложенный потенциал энергосбережения реализовать не могут. Энергосбережение в строительстве в ходе строительных работ, как было отмечено выше, достигается, в основном, за счет применения современных энергоэффективных строительных технологий, машин и оборудования.

Подразделения ЖКХ, органы муниципального управления и другие собственники, выступая в качестве застройщиков и заказчиков, непосредственно строительством объектов на территории города не занимаются. Они осуществляют их содержание и эксплуатацию и, как следствие, в своей деятельности достигают энергосбережения, как за счет заложенного строителями потенциала, так и за счет дополнительных энергосберегающих мероприятий, которые были изложены выше.

Ресурсосбережение - основа процветающей экономики России ХХI века

«Сегодня в ресурсосбережение надо

и деньги вкладывать, стимулировать,

создавать соответствующие условия»

В.В. Путин

Современное промышленное производство требует вовлечения в хозяйственный оборот огромных количеств материальных, энергетических, природных ресурсов. Мировое потребление природных ресурсов достигло величины, соизмеримой с запасами полезных ископаемых. То, что создавалось природой в течение геологических эпох, измеряемых миллионами лет, сегодня расходуется человечеством за несколько десятилетий. И при этом только около 5 % сырья, поступающего в производство, переходит в промышленную продукцию, остальное попадает в отходы, которые загрязняя окружающую среду, нарушают экологическое равновесие.Положение со свалками общеизвестно.Общий объем отходов каждое десятилетие удваивается и, как правило, опережает рост ВВП.

Сбережение ресурсов в России на крайне низком уровне. С переводом экономики на рыночные отношения государственное регулирование рассматриваемого сегмента хозяйства практически прекратилось, а устаревшая нормативная база продолжала действовать, препятствуя развитию рынка. В связи с низкой рентабельностью функции сбора вторичных ресурсов, уровень использования отходов резко снизился. Ныне, преобладающая масса ранее используемых ценных вторичных ресурсов вывозится на свалки и загрязняет окружающую природную среду.

В ближайшие годы западные страны могут ограничить ввоз на свою территорию продукции перерабатывающих отраслей России в связи с неисполнением страной-членом ВТО обязательства по прекращению захоронения не переработанных отходов на свалках. Утрата рынков для конкурентоспособных товаров существенное препятствие сохранению индустриального потенциала. Основную часть ущерба можно предотвратить, если немедленно осуществить программу развития ресурсосбережения.

Советский опыт

В Советском Союзе в 70-80-х годах руководство сбором, переработкой отходов, ресурсосбережением в целом было прерогативой специальных подразделений Госплана и Госснаба, осуществлявших свою деятельность во всесоюзном масштабе. Осуществлялось и информационное обеспечение государственного управления посредством подробной статистической отчетности и общей и по различным категориям отходов. Также составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования многотоннажных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых.

Тогда нашло применение и программно-целевое планирование, нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Создавалась мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья на всей территории СССР. Высокий уровень затрат на сбор и переработку «нерентабельных» отходов производства компенсировался установившейся в то время практикой включения этих затрат в себестоимость основной продукции соответствующих отраслей промышленности.

С 1986 года была введено общее положение, согласно которому «организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции» Для решения инженерных проблем переработки отходов в рамках Государственного комитета по науке и технике СССР и отраслевых министерств были созданы специальные научно-технические программы. К разработке соответствующих технологий и оборудования были привлечены десятки научно-исследовательских институтов. В 1975 году специально для этих целей был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР. К 1990 году институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, стеклобоя, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов, металлургических и теплоэлектроэнергетических шлаков, гальваношламов и других отходов.

В 1980-х годах сбору и переработке основных многотоннажных видов отходов удалось придать промышленный масштаб. Заготовка и подготовка к производству некоторых видов отходов в ряде материалоемких отраслей промышленности были выделены по существу в самостоятельные подотрасли.

В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР к 2010 году уровень переработки большинства видов многотоннажных отходов должен был повыситься значительно и по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%.

В процессе экономических преобразований 1990-х годов созданные в 1970-1980-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены.

День сегодняшний

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 году. За это время произошли существенные изменения. Как в развитии международного законодательства в этой области, так и в подходах к стратегии обращения с отходами и использованию их в качестве вторичного сырья. Все это требует отражения в нормативно-правовых актах. В соответствии с международным экологическим законодательством в законе должно быть закреплены обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла. Отсутствует законодательное регулирование вопроса определения собственников отходов предприятий-банкротов.

Проблемы законодательства - не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами.

Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу.

Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам законодательно разделены неудовлетворительно.

Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном - органы государственного надзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе.

В Российской Федерации в крупных населенных пунктах и пригородах проживает семьдесят миллионов человек. Это население в год накапливает около тридцати миллионов тонн твердых бытовых отходов, в том числе: семь миллионов тонн бумаги, по два миллиона тонн полимеров, текстиля и стекла, миллион тонн металла, двенадцать миллионов тонн влажной органики.

Из коммунального мусора возможно посредством технологии комплексного сбережения ресурсов, получить:

  • 7,5 млн. тонн альтернативного топлива (эквивалент 3,5 млрд. м3 природного газа);
  • 6 млн. тонн вторичного сырья (металлолома, полимеров, макулатуры);
  • 12 млн. тонн техногенного грунта и компоста.

После извлечения из общей массы отходов ценных ресурсов для захоронения на полигонах останется не более четверти обезвреженных, инертных отходов. Ключевым пунктом является то, что развивать требуется не переработку мусора, а ресурсосбережение посредством переработки мусора. Именно ресурсосбережение является наилучшим способом снижения негативного воздействия на окружающую природную среду смешанных и выброшенных ресурсов. Достаточно построить двести автоматизированных сортировочных комплексов (МСК), организовать логистику и стимулирование в рамках вертикально интегрированных объединений и задача будет решена. Строительство возможно и желательно осуществлять преимущественно на федеральных землях, для того чтобы избежать волокиту с оформлением территории.

Мероприятия, направленные на уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, входят в перечень мер по обеспечивающих безопасности жизнедеятельности населения. Их невозможно в достаточной мере оплачивать исключительно за счет средств, полученных от сбыта вторичного сырья. На переработку одной тонны отходов необходимо около 1500 руб. На субсидирование переработки тридцати миллионов тонн ТБО потребуется около 45 млрд. руб. ежегодно. Около ста миллиардов требуется для сооружения мощностей. С учетом дополнительных затрат, это средства, которые страна может получить за пять лет с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. Средства, предназначенные для переработки упаковочных отходов необходимо собрать в государственный фонд и разделить на две части: первая часть - средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для переработки мусора, к примеру, объектов МСК; вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

В целях организации и регулирования процессов обращения с отходами и их ресурсными фракциями необходимо разработать ряд национальных стандартов. Видение содержания этих документов имеется. Инвестиции производить на условиях совместного финансирования проекта его участниками. Приоритет представлять вертикально-интегрированным объединениям компаний, обслуживающим все стадии обращения с отходами, при представлении рекомендаций от организации-члена Национального объединения, в которую эти участники входят. Фактом выдачи рекомендации организация должна принимать на себя обязательство контролировать, за счет средств заявителей, процесс использования отходов и согласовывать отчеты о проделанной по проекту работе.

Необходимо разрешить частным и муниципальным переработчикам заключать прямые договора с упаковщиками на сбор и переработку упаковочных отходов. Такие договора позволят предпринимателям в конкурентных условиях быстро оптимизировать и снизить затраты. Этот порядок можно отрегулировать Постановлением Правительства.

Эффективность использования ресурсов важнейший показатель развития экономики. С учетом старения и выбытия из эксплуатации мощностей добывающих отраслей, исчерпания используемых ныне месторождений, резкого увеличения затрат на разведку новых запасов полезных ископаемых и разработку удаленных месторождений, в целях обеспечения приемлемого уровня ресурсной безопасности, ресурсосбережение не имеет альтернативы.

Восстановление ресурсного потенциала сырья основа современной стратегии обращения с отходами. Муниципалитеты населенных пунктов западных стран, организовавшие систему замкнутого цикла обращения с отходами, достигли положения, при котором от первоначального объема коммунальных отходов для захоронения на полигонах остается всего несколько процентов мусора. Остальное с успехом используется для обеспечения ресурсами индустрии. Подобная стратегия должна быть принята и осуществлена в России.

Более того, научные исследования свидетельствуют, что страны, не организовавшие оборотный ресурсный цикл до 2015 года, потеряют экономическую стабильность. Темп развития переработки и использования твердых бытовых и промышленных отходов в Российской Федерации не достаточен для удовлетворения возрастающих потребностей жителей и индустрии.

Развитие высокоэффективных систем обращения с ресурсами и новейшей транспортной логистики позволит резко снизить потребность в ископаемом сырье, уменьшить материалоемкость национального продукта, выбросы загрязняющих веществ, оздоровить территории, получить признание и политическую поддержку населения. Такой вариант возможен, если страна готова к развитию. Членство страны во Всемирной торговой организации не оставляет российскому предпринимательству иного выхода, нежели опережающее развитие. Вступление в ВТО - это, своего рода, точка отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость встраивания в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности. Поэтому мы формулируем главный вопрос «что делать с собой, в ВТО вступившими», и задать его себе должно не только и не столько правительство, но и каждый участник экономического процесса, будь то предприятие, отрасль, предприниматель, менеджер, наемный работник, чиновник или законодатель.

Разработка стандартов в области обращения с отходами производства и потребления не только целесообразно, но и жизненно необходимо, как одно из необходимых условий полноценного функционирования России в ВТО и как мера снижения государственного контроля над экономикой.

В связи с тем, что в западных странах для ресурсо- и энергосбережения ныне используются устаревшие технологии сжигания, Россия, используя новейшие технологии автоматизированной сортировки, фактически, за пять лет, может обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения, существенно увеличив валовой национальный продукт; проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду будет устранена с наименьшими затратами; регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов и, привлекающей их, коррумпированной бюрократии; тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей не увеличатся. Опасность утраты рынков для индустрии России будет устранена с наименьшими затратами и в кратчайший срок.

Россия фактически станет лидером ресурсосбережения.

Однако, средств от сбыта вторичного сырья недостаточно для покрытия издержек комплексов. На переработку одной тонны отходов необходимы дополнительные затраты в 1 500 руб. Следовательно, на субсидирование переработки 60 млн. т ТБО в первые четыре года потребуется до 90 млрд. руб. ежегодно. Это как раз те средства, которые страна планирует собирать с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. На сегодняшний день Российская Федерация недополучает порядка 2,5 млрд. евро только из-за того, что в России нет уполномоченного органа по работе с Евросоюзом и с другими странами, которые ввели у себя ответственность производителя за утилизацию произведенного им товара. Эти финансовые ресурсы оседают в Европе, не дают развития данного вида отрасли в РФ. По своим функциям это может быть и Минпромторг.

Если будет определена долгосрочная политика государства в этом направлении, то и в индустрии переработки можно пойти по нормальному варианту. В распорядительных документах Правительства, например, определить по срокам цену утилизации произведенной предприятиями продукции, ранжировать процент утилизации по годам.

Деньги, предназначенные для переработки упаковочных отходов, необходимо собрать в государственный внебюджетный фонд и разделить на две части:

  • первая часть - это средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для мусоропереработки, к примеру, объектов ВМСК,
  • вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

Для организации и регулирования процессов необходимо разработать ряд национальных стандартов. Предприниматель-переработчик должен не обивать по каждому пустяковому вопросу пороги регионального отделения Роприроднадзора, а понимать, что от него ждут, как и перед кем отчитаться для получения денег за услуги по переработке упаковочных отходов.

Примерный перечень стандартов и вопросов, которые необходимо отрегулировать, разработан Национальным объединением "РУСРЕЦИКЛИНГ". Разработку стандартов деятельности и систему контроля надо передать на уровень Национального объединения.

Инвестировать в субъект целесообразно в том случае, если в регионе организован вертикально интегрированный комплекс компаний, объединяющий все стадии обращения с отходами. Таким образом, за пять лет проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду и задача развития ресурсо- и энергосбережения может быть решена.

Успешное решение экологических проблем возможно только путем консолидированных действий государства, бизнеса и общества. Решение проблем окружающей среды невозможно также без компетентной и конструктивной деятельности неправительственных организаций и общественных объединений, средств массовой информации, чей интеллектуальный и практический потенциал, опыт взаимодействия с населением, органами власти и бизнеса необходимо использовать.

Елена Есина,

Президент Национального объединения организаций

операторов в области обращения с отходами "РУСРЕЦИКЛИНГ",

эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ

по развитию гражданского общества и правам человека,

кандидат экономических наук


Мощным средством формирования и поддержания благоприятной городской среды, сокращения экологического следа и восстановления экологического равновесия является ресурсосбережение, позволяющее экономно расходовать природные запасы, сберегать невозобновляемые и шире применять возобновляемые ресурсы, утилизировать отходы, не загрязняя благодаря этому среду. Одна из целей создания города с экологичной средой - устойчивое использование и сбережение всех ресурсов - материалов, энергии, земли, воды и др. Экологизация города и его среды требует сокращения потребления ресурсов (особенно невозобновляемых) и компонентов ландшафта, оказывающих наибольшее влияние на среду города - почвенного слоя, растительности, воды и др.
Почва - наиболее ценный ресурс. Она представляет собой естественноисторическое биокосное тело (продукт распада и переработки живого вещества), возникшее в результате воздействия живых и мертвых организмов, атмосферы, природных вод на поверхность горных пород в условиях различного климата, рельефа, земной гравитации. Площадь, занятая пашней, составляла в 1950 г. 1,06, в 1978 г. - 0,87 га на человека. Сокращение площади пашни происходит по ряду причин, в том числе и ввиду отвода земли под строительство. Каждые 15 лет в мире примерно в два раза возрастает площадь земли, выделяемой под застройку. Поэтому в городе с экологичной средой нужно стремиться к сокращению площади застраиваемой поверхности земли.
Лесные ресурсы играют большую роль в улучшении окружающей среды, выполняя климатообразующую, почво- и полезащитную функции, участвуя в процессе фотосинтеза. Древесина -- практически единственный возобновляемый (в большом объеме) ресурс для строительства. Все наземные и водные растения земного шара создают около 100 млрд т сухой фитомассы, при этом на долю суши приходится около 64 млрд т. В частности леса нашей страны производят 2,2 млрд т фитомассы, одновременно они поглощают из воздуха примерно 5,5 млрд т диоксида углерода, вы
деляя 4,25 млрд т кислорода. Этим далеко не ограничиваются полезные функции леса. Запасы древесины в целом по всему земному шару составляют 358 млрд м3. Однако значительная часть пригодной для целей строительства спелой древесины теряется при добыче, транспортировке и обработке, используется на топливо. Поэтому леса относятся к относительно возобновляемым ресурсам. Лес надо экономно использовать, сохранять и восстанавливать.
Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) - одни из важнейших ресурсов в жизни человеческого общества, о чем свидетельствуют установившиеся наименования периодов развития человечества: каменный, бронзовый, железный века. Эти ресурсы образуются исключительно медленно и используются чаще всего однократно. Особенностью полезных ископаемых является их постепенное иссякание, так как темпы их образования во много раз медленнее темпов добычи. В связи с научно-технической революцией резко ускорился рост добычи полезных ископаемых (за последние 75 лет добыча нефти возросла в 133 раза, угля - в 3,3 раза, газа - в 632 раза). Сроки обеспеченности человечества минеральными ресурсами при их ускоряющейся разработке невелики, хотя прогнозы в этой области неточны из-за совершенствования технологий, повышения степени утилизации вторичных материалов, разведывания новых запасов. Интересные предложения по устойчивому использованию полезных ископаемых содержатся в концепции инвайронментального пространства, в идее экологического следа (см. гл. 1).
Экономия минеральных и некоторых других ресурсов в современном строительстве развивается по нескольким направлениям. Одним из определяющих факторов добычи и переработки сырья становится сохранение окружающей природной среды. Добыча полезных ископаемых должна стать экологически оправданной, т. е. учитывающей комплекс факторов: нежелательность открытых разработок и отвалов; необходимость сохранения почвы, чистоты атмосферы, гидросферы и литосферы; влияние добычи на биосферу, ландшафт; требуемые затраты энергии и человеческого труда и др.
Водные ресурсы - это запасы пресных вод (реки, озера, ледники, подземные воды и т.д.). В результате круговорота вода постоянно обновляется, расходуется и восстанавливается; продолжительность ее возобновления различна в зависимости от водного объекта, в котором она находится. Из общего объема воды на Земле на долю пресной приходится всего около 2 %. Ее запасы в Южной Америке составляют 1000 тыс. км3, Азии - 565, Северной Америке - 250, Африке - 195, Европе - 80, Австралии и Океании - 25 тыс. км3. Сток реки Амазонки в Бразилии - стране, которая наиболее обеспечена пресной водой, - составляет 6930 км3 в год. В России больше всего пресной воды в озере Байкал - 23 тыс. км3 (80 % всей пресной воды в нашей стране, или 20 % мировых запасов).

Энергетические ресурсы в зависимости от источника энергии могут быть отнесены к возобновляемым (энергия солнца, фотосинтеза, гидроэнергия, энергия приливов, волн, ветровая, геотермальная, процессов испарения и выпадения осадков, тепловая энергия использования разности температур между атмосферой, сушей и морем, биоэнергия) и невозобновляемым (газ, нефть, уголь, торф, сланцы, ядерное топливо, легкие химические элементы - водород, гелий, литий). В настоящее время основными источниками энергии являются уголь, нефть, природный газ, ядерное топливо. Однако запасы невозобновляемых энергоресурсов ограничены. Кроме того, энергия, получаемая из невозобновляемых ресурсов, приводит к дополнительному нагреву атмосферы, поэтому ее называют добавляющей (она добавляется к энергии нагрева Земли Солнцем). В последние годы в мире пересматривается использование энергетических ресурсов с точки зрения региональной и глобальной экологии.
Использование возобновляемых ресурсов практически не приводит к дополнительному нагреву атмосферы, поэтому их энергия называется недобавляющей, безотходной, не загрязняющей геосферу. Дополнительный нагрев атмосферы Земли на 1°С может быть вызван производством добавляющей энергии в количестве 1 % энергии, получаемой от Солнца, что может привести к катастрофическим изменениям климата, биосферы. Безопасный предел объема добавляющей энергии составляет, по прогнозам ученых, 0,1 % падающей на Землю солнечной энергии (около 100 млрд кВт), а сейчас уже производится около 10 млрд кВт при ежегодном приросте около 3 % .
Стратегическим направлением устойчивого использования энергетических ресурсов является развитие возобновляемого энергопотребления наряду с применением экологически чистой энергетики на природном газе, а также на угле и нефти с очисткой отходящих газов до 99,5 %. Это не должно вызвать парниковый эффект и уменьшить запасы кислорода (сейчас ежегодно потребляется около 0,003 % его запасов без учета воспроизводства). Уровень экономического могущества стран не всегда свидетельствует об экономном использовании ресурсов. Например, США, где проживает 5 % населения Земли, используют 25 % топливных ресурсов, потребляют больше кислорода, чем его вырабатывается на территории страны.
Экономия энергии как одна из главных задач при создании города с экологичной средой достигается экономическими (высокие налоги на энергопотребление, государственный контроль за расходованием энергии, поощрение использования возобновляемых источников и др.), социальными (мобилизация граждан на борьбу с расточительством энергии, разработка различных кодексов и заповедей по экономии энергии каждым членом общества), технологическими (применение энергосберегающих конструкций, использование нетрадиционных источников энергии) и другими мерами. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии (НВИЭ) сопоставимы по ресурсам с традиционными, а исчерпаемость последних, низкий коэффициент преобразования заключенной в них энергии в электрическую, значительное загрязнение среды при сжигании делают исключительно актуальной задачу использования возобновляемой энергии (табл. 6.1). Так, только солнечная энергия могла бы обеспечить электроэнергией всех потребителей на Земле; энергия ежегодно производимой биомассы на порядок больше энергии добываемой нефти; 2 % энергопотенциала ветра могли бы покрыть все потребности человечества в энергии. Ввиду низкой плотности всех видов НВИЭ для утилизации возобновляемой энергии необходимо строительство установок, занимающих большие площади земли (рис. 6.1).
Одно из наиболее эффективных решений - совмещение зданий с установками для преобразования энергии. С этой целью
Таблица 6.1. Использование возобновляемой энергии в городе с экологичной средой


Вид энергии

Примеры использования

Солнечная

Применение пассивных и активных систем солнечного отопления, солнечных электростанций, систем вентиляции

Ветровая

Применение ветроагрегатов для производства электроэнергии, подачи воды, ее нагрева, в качестве элементов метантенков и др.

Органических отходов (биоэнергия)

Использование всех органических отходов для производства биогаза и его применение в зданиях

Геотермальная

Использование теплоты Земли или разницы температур на поверхности и на небольшой глубине для отопления зданий

Волн, приливов и отливов (гидроэнергия)

Использование указанных видов энергии для производства электроэнергии

Г идротермал ьная

Использование теплоты подземных вод или разницы температур на поверхности и на небольшой глубине водоема для отопления зданий

Внутренних
источников

Утилизация тепловой энергии от всего электрооборудования, приборов, людей, находящихся в здании

Сбросная теплота в технологических циклах

Утилизация всей сбросной теплоты с помощью тепловых насосов и аккумуляторов

Рис. 6.1. Солнечные батареи большой площади (а) и ветроагрегаты (б) на естественном ландшафте

можно проектировать здания криволинейной формы в плане, изменять их конфигурацию по высоте, устраивать специальные проемы для концентрации ветровых потоков и т. д. Современная наука предлагает применять: гелиоколлекторы, солнечные станции и адсорберы, полностью заменяющие кровельное покрытие или устроенные выше покрытия; эти же устройства на экранах лоджий, стенах здания, оконных проемах (селективно прозрачные); ветроколеса, получаемые путем трансформации защитных экранов фонарей, с концентраторами и диффузорами ветрового потока; гидро- или геотермальные коллекторы, расположенные в подвальной части или ниже фундамента здания; метантенки, сблокированные с конструкциями подвальной части, нулевого цикла и др. Максимальное совмещение несущих и технологических конструкций зданий и установок для преобразования энергии НВИЭ позволяет не только сократить площадь отторгаемой земли, расход строительных материалов, но и снизить длину коммуникационных линий. При этом обычно не уменьшается архитектурная выразительность зданий и сооружений. Наряду с использованием НВИЭ следует обратить внимание и на повышение сопротивле-
Таблица 6.2. Стратегические направления сбережения ресурсов


Ресурс

Направления сбережения ресурса

Поверхность земли, почвенно-растительный слой

Высоко плотная застройка с локальными центрами. Подземное и надземное строительство. Строительство на неудобьях.
Застройка территории шельфа.
Вертикальное и горизонтальное озеленение грунтозаполненных объемов (кровель-газонов и др.)

Энергия

Энергосбережение.
Строительство энергоактивных зданий, использующих НВИЭ.
Использование пассивных систем отопления и охлаждения.
Утилизация внутренней теплоты зданий. Применение естественной и энергосберегающей вентиляции.
Улучшение ввода естественного света в здания. Использование энергосберегающих систем канализации

Строительные материалы и изделия (минеральные и лесные ресурсы)

Использование адекватных норм расчета. Совершенствование конструктивных решений. Совершенствование технологий, методов монтажа. Проектирование с учетом возможностей вторичного использования, облегченной разборки после завершения эксплуатации.
Преимущественное использование возобновляемых и применимых для вторичного использования материалов.
Сокращение объема отходов.
Вторичное использование отходов

Пресная вода

Применение водосберегающей аппаратуры внутри зданий, счетчики расхода воды.
Сбор пресной воды с твердых покрытий и ее очистка для вторичного использования.
Сбор воды из ванных комнат и ее очистка для вторичного использования.
Введение третьей тонкой трубы для особо чистой питьевой воды, использование бутилированной воды

Компоненты ландшафта, флоры и фауны

Восстановление экологической инфраструктуры. Создание экологического каркаса.
Экореставрация всех компонентов ландшафта. Сохранение ландшафта.
Сохранение и восстановление природного рельефа. Восстановление флоры.
Восстановление фауны

ния теплопередаче наружу, что в комплексе с учетом местных климатических условий позволяет обеспечить хорошие условия регулирования теплообмена в здании и снизить энергозатраты.
В городе с экологичной средой необходимы: сведение к минимуму теплопередачи наружу здания; в зимнее время обеспечение поступления солнечной энергии через окна и оранжереи на южной стороне, снижение утечек воздуха и сокращение инфильтрации его через щели, стыки;
в летнее время обеспечение естественной вентиляции проветриванием, установкой термосифонов, обеспечение радиационного охлаждения, а также охлаждения за счет испарения (например, при орошении кровли), улучшение ввода солнечного света внутрь комнат;
использование новых систем вентиляции и охлаждения, не требующих подвода энергии;
применение новых биосистем очистки грязной воды.
Наряду с экономией энергии следует обращать внимание на создание в помещениях биологически здорового микроклимата. Одним из способов достижения этой цеди является применение природных строительных материалов.
Все ресурсы, особенно невозобновляемые, ограничены, поэтому их необходимо экономить при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий (табл. 6.2). с 8 по 10 августа 2012 года

БЕЛГОРОД
ВК «Белэкспоцентр», ул.Победы, д.147а

Организаторы:

  • Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области;
  • Департамент экономического развития Белгородской области;
  • Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области;
  • Белгородская торгово-промышленная палата.

Выставка проводится при содействии:

  • Администрации г. Белгорода;
  • Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.

Основной целью выставки являются:

  • Расширение торгово-экономических связей, развитие инновационной деятельности, создание конкурентоспособной продукции;
  • Привлечение специалистов ТЭК и сферы ЖКХ для обмена мнениями, опытом и информацией о потребностях рынка;
  • Обеспечение условий для заключения взаимовыгодных договоров между товаропроизводителями и потребителями.

Основные тематические разделы выставки:

  • Производство, передача, распределение электроэнергии;
  • Энергетическое, электротехническое и светотехническое оборудование;
  • Электроустановочные изделия, электротехнические материалы;
  • Котельное и вспомогательное оборудование;
  • Трубы и трубопроводная арматура;
  • Насосы и компрессоры;
  • Энерго-, газо-, ресурсосберегающие технологии, оборудование и материалы;
  • Контрольно-измерительное и регулирующее оборудование;
  • Приборы и системы учета и регулирования потребления тепла, воды, электроэнергии и газа;
  • Системы отопления, вентиляции, кондиционирования, газификации. Сантехническое оборудование;
  • Водоподготовка. Водоочистка. Водоотведение;
  • Оборудование для водоснабжения и канализации;
  • Оборудование и аксессуары для индустрии бассейнов, бань, саун, фонтанов, аквапарков;
  • Технологии безопасности промышленных объектов.
  • Огнезащита. Пожаротушение.
  • Системы и средства связи;
  • Технологии и оборудование для повторного использования, утилизации промышленных и бытовых отходов;
  • Экологический контроль.

Информация о выставке:

Сегодня Белгородская область - это регион с развитым строительно - промышленным комплексом, входящий в первую десятку российских регионов по инвестиционной привлекательности; один из самых благоустроенных регионов в России. По темпам жилищного строительства и обеспеченности населения жильем область относится к одной из наиболее передовых в стране, по вводу жилья на душу населения устойчиво входит в первую пятерку субъектов РФ. Ежегодно в Белгородской области вводится в эксплуатацию более 1 млн. кв. м общей жилой площади, в том числе 80% составляет индивидуальное жилье.

В регионе широко развиты горнодобывающая и металлургическая промышленность, производство стройматериалов, а также ряд других энергоемких отраслей промышленности.

В настоящее время в регионе реализуется Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Белгородской области на 2010-2015 годы и целевые показатели на период до 2020 года». Программа направлена на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоёмкости валового регионального продукта, повышение активности в сфере энергосбережения в различных отраслях экономики области.

Одной из важнейших целей программы является модернизация регионального теплосетевого комплекса области. В целом, во всех отраслях должен быть запущен механизм стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности, реализации типовых энергосберегающих проектов, способствующих деятельности хозяйствующих субъектов и населения по повышению энергоэффективности и развитию культуры энергосбережения. В рамках программы будет создана целостная система управления повышением энергоэффективности, планируется масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в промышленности, строительном комплексе, аграрном секторе, бюджетной сфере, а также создание и развитие промышленности энергосберегающих материалов. В числе программных мероприятий - сокращение потребления тепловой и электрической энергии в жилищно-коммунальном секторе и сверхнормативных потерь при производстве и передаче энергоресурсов потребителю.

В области продолжается реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и Долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011 - 2015 годах», утвержденной Постановлением правительства Белгородской области № 97-пп от 14.03.2011г.

Участие в специализированной выставке «Энергетика. Ресурсосбережение. Экология» дает реальную возможность для экспонентов продемонстрировать свою продукцию, технологии и услуги, изучить спрос и возможности рынка Белгородской области и соседних регионов, найти деловых партнеров, обменяться знаниями и опытом между специалистами отрасли.

Приняв участие в выставке «Современный город - Энергетика. Ресурсосбережение. Экология», Вы сможете найти новые рынки сбыта, поставщиков и потенциальных клиентов, заключить контракты, поддержать имидж своей фирмы, установить или укрепить контакты с представителями государственных структур.

Начало: 08.08.2012
Страница выставки: