Страховой надзор в российской федерации. Письмо департамента страхового надзора минфина рф о лицензии на право осуществления страховой деятельности страховой организации Какие документы необходимы юридическим лицам для получения лицензии на осуществление

Деятельность страховых организаций коренным образом отличается от деятельности, ведущейся другими хозяйствующими субъектами, так как нацелена на обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц от непредвиденных обстоятельств, случайностей и стихийных бедствий.

При этом каждое страховое событие имеет свою индивидуальную особенность как по характеру, так и по величине причиненного ущерба. Выраженная в ней реализация риска приобретает в некоторых случаях катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и человеческие жертвы. Высокая доля ответственности страховщика за последствия его деятельности требует особой организации надзора государства, которое не может быть в стороне от страховой деятельности, интересов населения и экономики в целом.

В соответствии со ст. 30 Закона о страховании государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, зашиты прав, интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Основные функции Департамента страхового надзора : выдача лицензий на осуществление страховой деятельности; ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к компетенции службы; обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании; обеспечение гласности страховой деятельности (каждый, кто профессионально занимается этим, обязан публиковать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении, а Департамент должен проверять, насколько достоверны опубликованные сведения); поддержание правопорядка в отрасли (Департамент рассматривает вопросы нарушения закона, принимает административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей? выносит на рассмотрение коллегии вопросы об ограничении, приостановлении либо отзыве лицензии на право страховой деятельности).

Департамент страхового надзора имеет право : получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также другую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан для выполнения возложенных на службу функций; проводить проверку соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и контролировать достоверность представляемой ими отчетности; при выявлении нарушений требований законодательства давать страховщику предписание по их устранению, а в случае невыполнения предписания приостанавливать или ограничивать действие лицензии до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензии; обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой организации в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

В связи с быстрым ростом числа страховых организаций в России Правительством РФ принято постановление от 26 июня 1993 г. № 609 *0 территориальных органах страхового надзора», предусматривающее создание территориальных органов страхового надзора (инспекций Департамента), которые вправе проводить от имени Департамента проверки достоверности представляемой страховщиками страховому надзору отчетности, следить за соблюдением страхового законодательства, получать от страховщиков информацию об их финансовом положении.

Учитывая неравномерность распределения страховщиков по территории России, Департамент создает кустовые инспекции, которые будут обслуживать по нескольку краев и областей. Такие же будут создаваться в каждой республике, входящей в состав РФ. Всего в Центральной России создано 19 кустовых инспекций и отдельная инспекция Калининградской области в связи с ее географической отдаленностью. Финансироваться территориальные органы страхового надзора будут за счет ассигнований, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета РФ. Поскольку Законом об организации страхового дела в РФ право выдачи лицензий предоставлено только Департаменту, территориальные органы страхового надзора обладать им не будут.

Как видно из перечня, Департамент страхового надзора не наделен правом вмешательства в оперативную деятельность страховых компаний при совершении ими различных злоупотреблений в отношении страхователей. Однако мировой опыт располагает примерами контроля и надзора за страховой деятельностью. В частности, страховой надзор Великобритании, который входит в Департамент торговли и промышленности, может вмешиваться в оперативную деятельность страховых компаний, когда считает необходимым защитить интересы страхователей (или потенциальных страхователей) от невыполнения принятых компанией обязательств.

Специальный закон предусматривает в случае принятия решения о ликвидации страховой компании, в том числе по причине ее банкротства, гарантию выполнения ее обязательств перед страхователями по заключенным договорам с обязательными видами страхования на 100% и с добровольными - не менее чем на 90%. В российском законодательстве, в том числе о страховании, все больше свободы предоставляется предпринимательству и в меньшей степени решается вопрос об ответственности за невыполнение обязательств и злоупотребления. А открывшиеся в нашей стране возможности для предпринимательской деятельности, в том числе в сфере страхования, сопровождаются, к сожалению, значительным увеличением числа мошеннических посягательств. Такие противоправные действия совершаются как страховщиками, так и страхователями.

1. Департамент страхового надзора (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим совместно с территориальными органами страхового надзора осуществление в пределах своей компетенции возложенных на Министерство функций государственного надзора за страховой деятельностью.

2. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства и подведомственными ему организациями, территориальными органами Министерства, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления общественными объединениями и другими организациями.

3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением.

4. Основными задачами Департамента являются:

4.1. Осуществление в пределах своей компетенции государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

4.2. Обеспечение в установленном порядке лицензирования деятельности страховых организаций.

4.3 Обеспечение методологического руководства бухгалтерским, статистическим учетом и отчетностью страховщиков.

4.4. Участие во взаимодействии с международными организациями в области регулирования страховой деятельности.

5. В соответствии с возложенными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:

5.1. Разрабатывает условия и порядок лицензирования, проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации, подготавливает для руководства Министерства соответствующие предложения, в том числе по выдаче лицензий, а также об ограничении, приостановлении и отзыве лицензий.

5.2. Разрабатывает нормативные, инструктивные и методические документы по вопросам страхования и перестрахования, в том числе по вопросам формирования и размещения страховых резервов, бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности страховых организаций.

5.3. Ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров. Участвует в работе по созданию, внедрению и поддержанию информационно-аналитической системы указанных реестров во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями Министерства.

5.4. Контролирует обоснованность страховых тарифов, формирование страховых резервов страховщиков, соответствие их инвестиционной деятельности установленным требованиям, платежеспособность страховщиков и иные показатели их финансового состояния. Разрабатывает предложения по показателям платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков, требованиям по их соблюдению.

5.5. Осуществляет руководство деятельностью и контролирует работу территориальных инспекций страхового надзора, определяет их функции, а также совместно с Департаментом кадров и учебных заведений обеспечивает подбор для них кадров.

5.6. Анализирует и обобщает отчеты территориальных органов страхового надзора о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию.

5.7. Организует повышение квалификации работников Департамента и территориальных инспекций страхового надзора в установленном порядке.

5.8. Разрабатывает условия и порядок регистрации страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков.

5.9. Обрабатывает и анализирует информацию о состоянии страхового рынка в Российской Федерации.

5.10. Обобщает практику страховой деятельности, применения страхового законодательства, организации и функционирования страхового рынка, разрабатывает и представляет руководству Министерства аналитические материалы и предложения по совершенствованию страхового дела в Российской Федерации.

5.11. Разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации, в том числе по страховому аудиту.

5.12. Анализирует и обобщает информацию об организации работы, формах и методах государственного регулирования страховой деятельности за рубежом, а также деятельности соответствующих международных организаций.

5.13. В установленном порядке принимает участие в работе постоянно действующих правительственных, межведомственных комиссий по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.14. Участвует в осуществлении связей с органами страхового надзора в Содружестве Независимых Государств, иностранных государств, а также с международными организациями по вопросам страхового надзора, изучает опыт зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому применению, в установленном порядке участвует в работе международных организаций по вопросам страхования.

5.15. Соблюдает режим секретности проводимых в Департаменте работ, в том числе при обработке с использованием технических средств документов, составляющих государственную тайну.

5.16. Обеспечивает оперативное и правильное ведение делопроизводства в соответствии с Инструкцией по общему делопроизводству в центральном аппарате Министерства.

5.17. Осуществляет совместно с Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу и иными федеральными органами исполнительной власти функции, вытекающие из нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

6. Департамент имеет право:

6.1. Запрашивать и получать в установленном порядке отчетность о страховой деятельности, информацию о финансовом положении страховщиков, получать необходимую для обеспечения надзорных функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.

6.2. Участвовать непосредственно и совместно с территориальными органами страхового надзора в проверках соблюдения страховщиками требований законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности и информации.

6.3. Подготавливать заключения по документам, необходимым для выдачи лицензий на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации, по материалам, представленным на регистрацию объединений страховщиков, а также для принятия решений об ограничении, приостановлении, отзыве и восстановлении указанных лицензий, давать страховым организациям обязательные для них указания, предписания об устранении ими выявленных в их деятельности нарушений.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.4. Подготавливать материалы для подачи иска в арбитражный суд о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензии.

6.5. Подготавливать материалы ко взысканию по иску с лиц, на которых возложена обязанность страхования, сумм, неосновательно сбереженных, в доход Российской Федерации и начислению на эти суммы процентов в установленном порядке.

6.6. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата Министерства и его подведомственных организаций, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций документы, справки и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач и функций.

6.7. В необходимых случаях привлекать к совместной работе по согласованию с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства специалистов этих подразделений.

6.8. В рамках своей компетенции давать сообщения в средства массовой информации.

6.9 Разрабатывать и участвовать в разработке другими департаментами и управлениями Министерства проектов правовых нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

6.10. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, привлекать в установленном порядке для участия в них работников структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных ему организаций, территориальных органов Министерства.

6.11. Принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях, других подобных мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

7. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром финансов Российской Федерации.

7.1. Руководитель Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

7.2. Руководитель Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации.

7.3. Распределение обязанностей между руководителем Департамента и заместителями руководителя Департамента осуществляет руководитель Департамента.

7.4. Другие работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

7.5. Круг служебных обязанностей работников Департамента определяется в соответствии с положениями об отделах и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

8. Руководитель Департамента:

8.1. Руководит всей деятельностью Департамента на основе единоначалия, организует его работу, устанавливает и распределяет права и обязанности между работниками Департамента.

Государственный надзор за страховой деятельностью осу­ществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой деятель­ностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой дея­тельностью на федеральном уровне и на уровне субъектовРФ;

2) создание нормативных актов надзора за страховой деятель­ностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организаци­ям, установление лицензирования и сертификации страховой деятель­ности;

4) установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверж­даемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).

Постановлением Совета Министров - ПравительстваРФ от 19 ап­реля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за cтраховой деятельностью.

Федеральная служба России по надзору за страховой деятель­ностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе уста­новления общих требований по лицензированию и ведению госу­дарственного реестра страховых организаций, контроля за обеспече­нием финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной коор­динации по вопросам страхования.

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федера­ции (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где обра­зован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспече­нием платежеспособности страховщиков:

4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности:

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страхо­вой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

1) получать от страховщиков установленную отчетность о стра­ховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функ­ций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

2) производить проверки соблюдения страховщиками законода­тельства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае не­выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать дейст­вие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных наруше­ний либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации стра­ховщика в случае неоднократного нарушения последним законода­тельства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Территориальные органы страхового надзора. Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересо­ванными органами государственной власти, созданы территориаль­ные органы страхового надзора в целях соблюдения требований зако­нодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и ин­тересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществ­ляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъек­тах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достовер­ности представляемой страховыми организациями отчетности и со­блюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполне­ния возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входя­щим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Постановления Совета Министров - Прави­тельства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов ПрезидентаРФ и Правительст­ва РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Фе­деральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора сле­дующие функции:

а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законода­тельства РФ о страховании;

б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками норма­тивных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых тари­фов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) осуществлять контроль за соблюдением установленных Феде­ральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредни­ков и других участников страхового рынка и представлять в феде­ральные органы исполнительной власти по надзору за страховой дея­тельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

с) рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;

ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, стати­стическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

Территориальные органы страхового надзора имеют право:

а) проводить у страховщиков проверку достоверности представ­ляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страхо­вании;

б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, полу­чать необходимую для выполнения возложенных на нее функций ин­формацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению;

г) вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии.

Все территориальные управления Банка России, которые сегодня работают со страховщиками, в ближайшее время могут лишиться функций надзора, рассказывает собеседник АСН. Деятельность центров компетенции ЦБ будет пересмотрена, уже упразднены центры в Северо-Западном и Новосибирском округах, заявил представитель ЦБ страховщикам на закрытой встрече 7 февраля.

При этом сфера ответственности главного управления ЦБ в части страхового надзора, напротив, существенно расширится, а сама система контроля за участниками рынка станет трехуровневой. Первый уровень распространится на 22 системно значимые компании, их будет контролировать непосредственно Департамент страхового рынка Банка России. На втором уровне – средние и мелкие страховщики, курировать их, как ожидается, станет начальник управления страхового надзора департамента страхового рынка Иван Давыдов. Отвечать за третий уровень – это все остальные субъекты страхового дела, включая брокеров, – возможно, будет заместитель начальника ГУ ЦБ по ЦФО Юлия Бондарева.

«Фактически весь надзор за страховщиками теперь будет в руках центрального аппарата и профильного департамента ЦБ», – поясняет источник АСН. Помимо этого, по его словам, со II полугодия ЦБ может перейти к групповому надзору, то есть анализировать деятельность не отдельной компании, а всей страховой группы, объединяющей, как правило, универсального страховщика, СМО, страховщика жизни и перестраховочную компанию.

Представитель ЦБ, комментируя план реформы, сообщил АСН, что решение о территориальной структуре надзора за субъектами страхового дела «будет принято по итогам реинжиниринга бизнес-процессов Банка России». Когда завершится этот процесс, в пресс-службе ЦБ не уточнили.

Собеседники АСН рассказывают, что 7 февраля также обсуждался вопрос ужесточения требований к минимальному уставному капиталу страховщиков. Глава профильного департамента ЦБ Игорь Жук заявил собравшимся, что введение нормы о повышении минимального уставного капитала страховщиков со 120 млн до 300 млн р., вероятно, отложат на полтора года – до 1 января 2019 г. По расчетам регулятора, это требование одномоментно выведет с рынка как минимум 100 страховщиков. «Это преимущественно региональные компании, сборы которых не превышают 100 млн р. в год», - говорит один из участников совещания. Он добавил со ссылкой на представителя ЦБ, что в настоящий момент у ряда страховщиков из ТОП-5 есть проблемы с ликвидностью либо активами.

В государственном реестре субъектов страхового дела по состоянию на 31 января числилось 130 страховых компаний, зарегистрированные в Москве, 14 – в Московской области, 12 – в Санкт-Петербурге и 97 – в остальных регионах, включая четыре – в Крыму.

Страхование — это правовой договор. В нем страховщик обязуется принять на себя возможные риски другой стороны — страхователя. Все правовые отношения между страховщиком и страхователем должны быть документально оформлены в виде договора.

Чтобы клиент обязательно получил при наступлении страхового случая сумму, существует специальный государственный надзор за работой всех страховых компаний. И именно в этих деятельность должна быть лицензированной. Что же такое, в надзор, и каковы его функции?

Страховой надзор в России

Принимает на себя риски, указанные в договоре, на определенных условиях и за определенную плату. Чтобы не обанкротиться, у каждой компании должны быть актуарии — те работники, которые просчитывают степень вероятности того или иного события. У актуариев должна быть необходимая квалификация.

Доходы от покупок полисов должны перекрывать расходы, чтобы организация была и далее платежеспособной и выполняла свои функции в экономике страны. К тому же некоторые виды страховки в России являются обязательными. Например, страхование нотариальной практики.

Страхователи, покупая полис, полностью защищены от последствий возможного бедствия. Во всех странах мира страховые агентства аккумулируют значительные суммы. И за выполнением их обязательств необходимо осуществлять пристальный надзор.

Если клиент не получает возмещения убытков либо получает меньшую сумму, чем указано в договоре, доверие к таким организациям пропадает.

Кто осуществляет надзор за страховыми организациями?

При переходе на рыночную экономику в суровых 90-х, когда заново строилось государственное устройство, функции надзора за страховыми агентствами и частными службами страховки с 1996 года выполнял Департамент надзора при Министерстве Финансов. С 2004 г. все полномочия по надзору были переданы Федеральной Службе Минфина.

В 2011 году ФССН упразднили. Функции ФССН выполняли ФС по фин. рынкам и Банком РФ. На данный момент (начиная с 2013 г.) все эти функции по надзору за страховщиками выполняет Департамент страхового рынка при Центральном Банке РФ.

Законодательство, регламентирующее страхование и надзор за страховым бизнесом

Как регламентируется надзор в российской Федерации осуществляется на основе гл.48 ч.2 Гражданского кодекса. Лицензирование осуществляется на условиях, установленных приказом № 02-02/08. А медицинское страхование подчиняется закону «О медицинском страховании» от 29.06.91.

Функции страхового надзора

Страховой надзор в Российской Федерации как целостная система выполняет следующие важнейшие функции:

  • Департамент следит за соблюдением страхового законодательства.
  • Проводит аттестацию актуариев.
  • Выдает или отбирает лицензии.
  • Обеспечение единой государственной политики.
  • Нормотворческая функция.
  • Контроль субъектов страхового дела. Предупреждение их банкротства.

Конечно, одной из главных функций является защита прав страхователей. Департамент также выдает страховым агентствам разрешение на увеличение уставного капитала или разрешение на открытие в России филиала агентства с иностранными инвестициями.

Кроме этого, важным моментом является контролирование государством страхового рынка, с целью не допустить монополии на этом рынке. Антимонопольный комитет также постоянно следит за страховиками.

Принципы страхового надзора

Орган страхового надзора наделен определенными полномочиями. Он вполне вправе провести проверку и наказать административно виновных или начать дело в суде. Но сам орган надзора также подчиняется некоторым принципам, поскольку это также подведомственная структура.

Страховой надзор осуществляется на принципах:

  1. Законности . Устанавливаемым государством законам подчиняются все органы государственной власти и все должностные лица.
  2. Организационного единства. И территориальные отделения и центральное действуют как единое целое.
  3. Гласности . Принцип означает, что вся информация о деятельности Департамента присутствует в общем доступе. Она публикуется в интернете для широкой общественности, чтобы каждый имел доступ к информации. Также каждая страховая компания просто обязана предоставлять общественности для анализа их конкурентноспособности свои финансовые показатели. Правдивые данные относительно финансового состояния страховой фирмы помогут сориентироваться страхователю в выборе, если тот еще не определился, в какую фирму ему лучше обратиться.

Так, Департамент может контролировать страховое дело в России и следить, чтобы все субъекты подчинялись единым законным требованиям, а страхователи спокойно, без тревог вкладывали деньги.

Цель страхового надзора в России

Государство и основные игроки рынка должны "слышать" друг друга и работать совместно. Это в интересах обеих сторон. Поэтому страховой надзор предполагает постановку Департаментом следующих целей:

  • Формирование интереса потенциальных потребителей услуг страховщиков.
  • Дальнейшее построение системы государственного надзора
  • Гарантирование выполнения страховщиками обязательств по выдаче денег
  • Формирование страховки.
  • Подготовка новых кадров.
  • Создание условий для инвестирования в сферу страхования.

Все те меры контроля, которые предпринимает страховой надзор РФ, способствуют развитию страхового рынка.

Нужно заметить этот контроль также регулирует деятельность зарубежных компаний и компаний с преобладающей долей иностранного капитала. Рынок страховых услуг в РФ должен быть цивилизованным, а значит, налоговая политика для страховых компаний должна быть усовершенствована.

Как осуществляется надзор за страховой деятельностью?

Деятельность Департамента осуществляется через создание нормативных актов и контроль за их исполнением.

Страховой надзор в РФ может воздействовать на рынок следующими способами:

  • разъясняет некоторые вопросы, которые относятся к компетенции органа страхового надзора;
  • дает сведения из единого реестра субъектов страховки или реестра различных объединений субъектов страховки;
  • акты о контроле действия лицензии на страховую деятельность;
  • акты об отзыве лицензии.

Надзор направлен главным образом на развитие страхового бизнеса, он осуществляется не с целью препятствования ему. Поэтому такой контроль проводится в интересах и клиентуры, и самого страхового агентства.

Ответственность сторон в соответствии с законами РФ

За нарушение условий, описанных в договоре, обе стороны (и страховщик, и страхователь) несут полную ответственность. Страхователь защищен «Законом о Защите прав потребителей». За нарушение прав потребитель страховых услуг вправе требовать моральный ущерб.

Страховщик может не выплачивать компенсацию в том случае, когда виновен в происшедшем событии сам клиент страховой фирмы. Ведь для законов РФ все субъекты рынка равноценны.

Также есть такое положение, которое говорит, что физическое лицо, которое по закону обязано застраховаться, но не застраховано, может вызываться в суд. Более подробно все отношения этих субъектов освещены в гл. 48 «Страхование» Гражданского Кодекса.