Страны участницы нафта. Нафта - североамериканская зона свободной торговли. Специфика ликвидации пошлин

Название:

Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, NAFTA

Флаг/Герб:

Статус:

экономическая зона

Структурные подразделения:

Комиссия по свободной торговле
Секретариат

Деятельность:

снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Канада, США, Мексика

История:

Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70 % внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

НАФТА — комплексное региональное соглашение, объединяющее три страны, находящиеся на разных уровнях экономического, социального и политического развития; регулирует их отношения в различных аспектах — торговле товарами и услугами, инвестиционном сотрудничестве, охране интеллектуальной собственности, экологии. Соглашение подписано в 1994 г. с целью плавного сокращения торговых барьеров в различных отраслях экономики США. Канады и Мексики для обеспечения и облегчения доступа товаров и услуг на рынки стран-участниц и формально означало единую континентальную систему свободной торговли. НАФТА — зона свободной торговли, все условия которой распространяются только на членов НАФТА, а по отношению к третьим странам каждое государство вырабатывает самостоятельную внешнеэкономическую политику.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

К началу XXI в. на всех континентах земли сложились свои интеграционные блоки. Рассмотрим некоторые из них.

Северная Америка охвачена интеграцией в рамках НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение между Канадой, США и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В период подписания договора (1992 г.) среднегодовой составлял в США — 23,2 тыс. долл., в Канаде — 20,7 тыс. долл., в Мексике — 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США).

Инициатором и лидером объединения являются США, которые совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские пронизывают всю Северную Америку. Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили реструктуризировать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). Удельный вес американских ТНК в общей сумме иностранных инвестиций составил примерно 2/3. На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США. Доля США в мексиканской внешней торговле повысилась до 90%. Ежегодно в США въезжает до 500 тыс. мексиканских брасерос. Их финансовые переводы на родину достигают 10 млрд. долл. в год, что сопоставимо с доходами Мексики от экспорта нефти.

Однако были и проигрыши: разорение мелких производителей, резкое падение курса песо, возрастание зависимости от конъюнктуры американского рынка. Валютный кризис был преодолен с помощью чрезвычайного займа , предоставленного под давлением США.

Канадско-американская зона свободной торговли была создана еще в 1988 г. Создание НАФТА увеличило товарооборот между Канадой и Мексикой, однако до сих пор сохраняются асимметричность их отношений и доминирующие позиции США.

В рамках НАФТА не создано наднациональных структур управления, подобных . Институциональная структура НАФТА включает в себя ряд комиссий и комитетов, главной из которых является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли трех стран.

Круг ведения трехстороннего договора включает в себя:
  • устранение барьеров в торговле товарами и услугами;
  • создание системы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • либерализацию инвестиционных потоков (недискриминационный режим);
  • формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных товаров» каждой из стран. До сих пор сохраняются изъятия (исключения) из правил свободной торговли, особенно для сельскохозяйственной продукции. Так, Мексика защищает от импорта отечественное производство фасоли, США — овощи и фрукты, Канада — молочные продукты. Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие.

Важно, что в рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара. Это страна, где товар подвергся существенной переработке, а доля местного компонента не ниже 50%.

Соглашение не предусматривает создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли.

11.1. Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение — одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА — итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Соглашение

Основная идея

Принятие «Плана Эббота»

Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики

Соглашение о совместном военном производстве

Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники

Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт)

Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала

Конец 1970-х гг.

Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики

Первоначально — энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли

Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА)

Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет

1992 г. (1994 г.)

Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА)

Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

  • Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.
  • Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.
  • Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.
  • Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.
  • Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях — 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА

Ключевые моменты Соглашения

Доступ к рынкам

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику

Инвестиции

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике.

Либерализация деятельности американских и канадских банков на в Мексике.

Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения

Государственные закупки

Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок

Права интеллектуальной собственности

Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность.

Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий.

Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки

Разрешение споров

Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров

Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые

Временный въезд для бизнесменов

Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

  • Устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы — промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.
  • Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
  • Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают . Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США — Канада, США — Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг — банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

Положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США — Канада, США — Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

список стран входящих в НАФТА

  1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза) . Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

    Первым шагом стал план Эббота, принятый в 1947 г. , целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

    Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

    В сентябре 1988 после нелгких трхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

    Подписание соглашенияВ свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

    Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г. , сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

    Ведущую роль в организации играет США, которое использует данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.

    Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

    Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

    В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

    Цели НАФТА:

    снятие таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
    создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
    привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
    обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
    создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
    создание базы для будущей трхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
    создание единого континентального рынка.

Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о зоне свободной торговле между США и Канадой (1988). НАФТА представляет собой первое региональное торговое соглашение между двумя высокоразвитыми странами и развивающейся страной. Участники НАФТА не намерены трансформировать зону свободной торговли в таможенный союз, ибо около 70% американской внешней торговли приходится на страны за пределами НАФТА, и США хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и канадских ТНК в США;
  • усилением конкурентных позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

НАФТА обладает четкой организационной структурой; ее центральным институтом является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при сто интерпретации. С целью стимулирования торговли и инвестиций, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА было создано более 30 рабочих групп и комитетов, которые ежегодно представляют отчет Комиссии. Основные области, в которых велась работа по созданию норм, включали в себя происхождение товаров, субсидии и торговлю сельскохозяйственными товарами, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы.

Рабочие группы и комитеты НАФТА, используя обсуждение проблем па ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА. Основываясь на Канадско- американском соглашении о свободной торговле, НАФТА включает в себя уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими стран- участниц, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационных пошлин, замещая тем самым юридическое рассмотрение в каждой из трех стран.

В отношении разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах, установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами вне НАФТА. Так, еще в 1997 г. на канадскую секцию Секретариата НАФТА была возложена ответственность за разрешение споров в рамках канадско- израильского и канадско-чилийского соглашений о свободной торговле.

НАФТА была создана для содействия экономическому росту путем усиления конкуренции на внутреннем рынке и поощрения инвестиций из внутренних и внешних источников. Структура НАФТА имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. В НАФТА есть только один центр экономической силы - это США, который в разы превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Моноцентричность североамериканской интеграции облегчает управление, и страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам, что создает среду потенциальных конфликтов.

Североамериканская интеграция характеризуется асимметричностью экономической зависимости США, Канады и Мексики. Экономики Канады и Мексики тесно связаны с экономикой США, но слабо взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интеграции. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы и соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находились в разных стартовых условиях. Если Канаде удалось несколько приблизиться по главным макроэкономическим показателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, с долговыми и валютно-финансовыми кризисами, заметно отстает от партнеров по всем базовым показателям.

К моменту создания НАФТА экономики стран-участниц были в значительной степени взаимосвязаны в результате широко развитой предпринимательской интеграции. В НАФТА процесс интеграции шел "снизу вверх": сначала высокого уровня достигали межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения. Микроэкономическая интеграция сформировалась на основе встречных товарных потоков и переплетения американских и канадских капиталов, вывоза американских инвестиций в Мексику и расширения взаимной торговли североамериканской "тройки", которая достигала 30-40%.

На американский рынок поступало 75-80% канадского экспорта, доходы от которого составляли около 20% ВВП Канады. Американские инвестиции в экономику Канады достигали 3/4 в общем объеме иностранных инвестиций Канады; канадские инвестиции в США - десятую часть. 70% мексиканского экспорта осуществлялось в США, откуда поступало 65% импорта в Мексику.

НАФТА характеризуется абсолютным доминированием американской экономики. В 1992 г. США превосходили Канаду по уровню развития производительных сил (ВВП/на душу населения) на 12,2%, Мексику - в 6,7 раза. Доля США в совокупном населении НАФТА (372 млн чел.) составила 68,5%, Канады - 24, Мексики - 7,5%; в совокупном ВВП "тройки" (6743 млрд долл.) - 87,8%, Канады - 7,3, Мексики - 4,9%; в совокупном экспорте (834 млрд долл.) 76,8, 18 и 5,2%, в совокупном импорте (876 млрд долл.) - 76,4, 17,5 и 6,1% соответственно.

Страны - участницы НАФТА имели собственные политические амбиции, интересы и экономически обоснованные причины для участия в зоне свободной торговли. США рассчитывали на повышение конкурентоспособности в результате использования региональных сравнительных преимуществ на основе объединения высоких технологий и инвестиций с дешевой рабочей силой и природными ресурсами, а также снижения издержек производства посредством переноса в Мексику трудоемких, материалоемких и других экологически дорогостоящих производств.

Зона свободной торговли обеспечивает расширение экспорта американских товаров и услуг в сопредельные государства и новые рабочие места, свободный доступ для инвестиций, защиту прав интеллектуальной собственности. Экономика Канады издавна тесно связана с США; она крайне заинтересована в притоке американских инвестиций и технологий, в расширении экспорта товаров на американский рынок, в получении надежного доступа на мексиканский рынок, а в будущем - и на весь быстрорастущий латиноамериканский рынок. Анализ ожидаемых последствий вступления в НАФТА для канадских обрабатывающих и добывающих отраслей подтвердил вероятность повышения нормы прибыли и приобщения к выпуску наукоемкой продукции.

Вступая в НАФТА, Мексика рассчитывала ускорить темпы роста, провести реформы и в обозримом будущем приблизиться к развитым странам. Ожидался рост заработной платы, занятости и расширение экспорта в результате свободного доступа на крупнейший в мире американский рынок, а также на канадский рынок. Мексике был обеспечен поток инвестиций из стран-партнеров и в связи с либерализацией и улучшением инвестиционного климата - ожидаемый приток капиталов из третьих стран.

Официальные цели НАФТА согласно договору (ст. 102) заключались в следующем:

  • устранение барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами-участницами;
  • установление условий для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • значительное расширение возможностей для привлечения инвестиций в страны-члены;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования соглашения для урегулирования споров;
  • установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения.

Соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), но оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА, в частности, приняты соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству - Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.

В рамках НАФТА созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капитанов, профессионально подготовленной рабочей силы. Устранение таможенных барьеров предусматривалось за 12-15 лет в четыре этапа; происходит постепенная ликвидация и других ограничений на обмен товарами, кроме продукции сельскохозяйственной, текстильной и некоторых других отраслей. На первом этапе часть тарифных ограничений была немедленно устранена; другая их часть подлежала устранению на втором этапе - в течение первых пяти лет, на третьем - в течение 10 лет; на четвертом этапе - 15 лет. Тарифные ограничения на автомобили и текстильные товары подлежали устранению в течение 10-12 лет.

Каждая страна получала свое детальное расписание введения нулевого тарифа и отмены всех ограничений в торговле с партнерами с учетом национальных особенностей. На первом этапе США и Канада устранили тарифные ограничения на 80% мексиканского экспорта, исключая нефть и нефтепродукты. В свою очередь Мексика ликвидировала 43% импортных ограничений на американские товары и 41% - на канадские товары, из которых 4/5 составили машины, оборудование, электронные детали, транспортные средства и химические товары.

На втором этапе США и Канада ликвидировали тарифные ограничения на товары, которые составляли 80% мексиканского экспорта (без нефти). Мексика устранила тарифные ограничения на 2500 видов товаров, доля которых в экспорте США и Канада составляла 18-19%. С 1 января 1999 г. 60% внутренней торговли должно было осуществляться беспошлинно, но эго произошло только в 2003 г.

Термин «нафта»

Нафта – представляет собой смесь жидких углеводов, которую получают путем нефтепереработки. Из исходного сырья получают 15-18% готового продукта. По-другому нафту называют ещё и лигроин. Она выглядит как жидкость с желтым оттенком, которая не растворима в воде. Раньше нафта использовалась в качестве топлива для тракторов, но в связи с их переходом на дизель, утратила такое применение.

Впервые термин «Нафта» приписывается Плинию Старшему в первом веке нашей эры и применялся продукт исключительно алхимиками, которые так определяли жидкости с низкими температурами кипения. Карл Бенц применил нафту как топливо в своем первом путешествии на автомобиле. Кроме того, продукт продавался как чистящее средство в аптеках.

Нафта тяжелее чем бензин, но легче керосина. Разновидности нафты могут отличаться друг от друга следующими характеристиками: плотность, содержание олефинов, парафинов, нафтенов, изопарафинов, серы, ароматических веществ, давление насыщенных паров методом Рейна, количество добавок, которые содержат кислород, а также количество ртути.

Сейчас основное применение нафты происходит в качестве сырья в нефтехимической промышленности при производстве олефинов. Нафту применяют как добавку для производства бензина, а также как сырье для изготовления высокооктановых добавок. По сути, это составляющая бензина, реактивного топлива, осветительного керосина. Также идет как дизельное топливо, растворитель в лакокрасочной промышленности, как бензин для некоторых видов ламп, для удаления жирных пятен и карюрации воздуха. Экстракт лигроина идет как наполнитель для жидкостных приборов, таких как монометры.

Для авиационных керосинов и бензинов идет прямогонная нафта. Это прямогонный дистиллят из нефти, который не содержит олефинов и обладает температурой кипения от 170 до 240 градусов по Цельсию.

Выделяют следующие виды нафты при производстве:
- light naphtha – без олефинов;
- light virgin naphtha – это легкая прямогонная нафта;
- heavy naphtha – это тяжелая нафта;
- full range naphtha – это неочищенная нафта;
- naphtha open specification – характеристиками качества недостаточно определены.